Канон. Оперный певец Николай Диденко. Часть 1

28 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В очередном выпуске музыкальной программы - оперный бас, лауреат премии "Грэмми" Николай Диденко. Ведущий поговорит с певцом о его артистическом становлении, о важной роли классической музыки в жизни и духовном пути Николая. В передаче будут использованы архивные видеоматериалы концертных выступлений Николая Диденко.

– Сегодня у меня в гостях выдающийся оперный певец, бас, приглашенный солист Большого театра, обладатель премии «Грэмми» Николай Диденко. Николай, здравствуйте!

Здравствуйте!

Николай Диденко – российский оперный певец, обладатель редкого баса-кантанте – лирического певучего баса. Родился в Москве в 1976 году. В пять лет начал учиться в музыкальной школе им. Стасова по классу скрипки, потом окончил Московское хоровое училище им. Свешникова. В 2003 году окончил аспирантуру в Академии хорового искусства им. Попова. С 2002 года Николай – ведущий солист театра «Новая опера» им. Колобова. В 2003–2005 годах – солист «Хьюстон Гранд Опера» в США.

С 2004 года начинается международная карьера Николая Диденко. Он представляет крупнейшее международное агентство Askonas Holt. В разные годы он сотрудничал с ведущими всемирно известными театрами, такими как Вашингтонская национальная опера, Кельнская опера, Датская королевская опера, «Нью-Йорк Сити Опера», «Опера Бастилия» и многими другими. С 2013 года является приглашенным солистом Большого театра. Важной страницей в жизни Николая является благотворительная программа «Белый пароход», бессменный руководитель которой – он сам. Данный проект проводит реабилитацию, обучает вокалу и игре на музыкальных инструментах одаренных детей с ограниченными возможностями, детей из неполных семей, детских домов и интернатов. Обо всем подробнее поговорим прямо сейчас в программе «Канон».

– Очень рад, что Вы нашли время и посетили нас. Большое Вам спасибо!

Спасибо! Мне тоже очень приятно!

– Николай, Ваш сегодняшний график составлен на месяцы вперед: Вы активный концертный гастролирующий артист. Я читал Ваше интервью и узнал, что в детстве Вы, оказывается, вообще не любили оперное пение. Как так? Сегодня это Ваш основной хлеб. Как Вы пришли в классическую музыку?

Я вообще в классической музыке с раннего детства: в пять лет я начал обучаться в школе им. Стасова по классу скрипки, потом поступил в Московское хоровое училище им. Свешникова, в котором проучился 11 лет. Потом поступил в Академию хорового искусства им. Попова, затем окончил аспирантуру. Поэтому в классической музыке я с раннего детства, участвовал в самых разных концентрах.

– Может, как раз потому, что Вас заставляли в детстве?

Нет, совсем нет! Я очень любил хоровое пение, любил дирижировать. Но мне не очень в детстве повезло, так как мы пели, может быть, не с самыми выдающимися оперными певцами того времени, или, может быть, на тот момент мне казалось, что это не очень эстетично и красиво. По крайней мере, у меня вызывало раздражение какое-то дребезжание, большая вибрация, которая тогда присутствовала у многих оперных артистов, и поэтому мне казалось, что это не мое.

– А когда Вы открыли для себя оперное пение?

Когда мой первый вокальный педагог Соловьев Михаил Владимирович подарил мне пластинку Марио Ланца. Это был достаточно легкий жанр, но при этом исполненный оперным пением и совершенно потрясающим, великолепным голосом, наверное, одним из лучших в истории. Вот тогда я влюбился в это пение, влюбился в жанр!

– А вообще, на Ваш взгляд, как воспитать любовь к классической музыке?

Нужно детям давать слушать качественную, хорошую музыку, серьезных артистов: певцов, скрипачей, виолончелистов, пианистов. Возможно, сначала нужно давать более простую музыку, чтобы ребенок воспринимал ее на уровне образов, на уровне каких-то мистических героев или сказок, чтобы это было ему интересно. То есть это зависит от того, как педагог или родитель может преподнести классическую музыку. Мне сейчас, кстати, очень нравится проект «Сказки с оркестром», в котором дети могут услышать очень красочную, потрясающую музыку – шедевры классики – именно в контексте какого-то интересного, захватывающего сюжета.

– А вообще, на Ваш взгляд, всем нужно изучать классическую музыку?

Да, абсолютно! Классическая музыка особенно всем нужна. Потому что человек становится добрее, мудрее, начинает ценить настоящее. Классическая музыка обычно звучит вживую. Сейчас, конечно, мы уже немножко от этого отходим, но в любом случае в концертных залах ее можно услышать.

– То есть «фанеры» не бывает в классической музыке.

Редко бывает.

– Но бывает все-таки?

Бывает, но очень редко.

– Скорее на телевидении?

Да. Так вот этот живой звук завораживает, он совершенно по-другому ощущается. Те звуки, которые обработаны потом в студии и доведены до совершенства, не имеют отношения к живому искусству.

– Кстати, что касается звукозаписи. В этом году Вы как раз получили премию Академии звукозаписи США «Грэмми» за хоровое исполнение. Расскажите о проекте, за который Вы получили премию.

Это был проект Варшавского филармонического оркестра и композитора Кшиштофа Пендерецкого. Он часто меня приглашает на разные проекты. Мне очень повезло: я пел его мировую премьеру, посвященную столетию Первой мировой войны. Это происходило в Брюсселе. Это было грандиозное событие! Туда съехались VIP-персоны, включая председателя Евросоюза и королеву Бельгии. Событие было потрясающее! И вот оно завершалось новым сочинением Пендерецкого. Потом решили записать это произведение и пригласили меня в Варшаву. Мы записали его с Варшавским национальным хором и Варшавским филармоническим оркестром. И вдруг совершенно неожиданно мы получили премию.

– Приятно, наверное!

Да, было очень приятно!

– Мы хотим пожелать, чтобы премий «Грэмми» у Вас было как можно больше!

Спасибо!

– На самом деле по телевидению показывают только часть: вручение премии за рок-музыку и поп-музыку. А вообще область применения этой премии масштабная.

Да, действительно, вручение «Грэмми» это большой день. Он начинается в Лос-Анджелесе ранним утром и заканчивается поздним вечером. Самая главная часть – это вручение премии за поп-музыку, рэп и так далее. Эти направления собирают огромное количество звезд, поэтому прямой эфир начинается в вечернее время. А в дневное время как раз вручают премию классике, джазу и другим направлениям, которые не очень популярны в массах.

Звучит ария короля Рене из оперы «Иоланта». Композитор П. И. Чайковский, исп. Н. Диденко.

– Дорогие телезрители, напоминаю вам, что сегодня гость программы «Канон» – оперный певец Николай Диденко. Николай, а что Вас сформировало как певца, как артиста? Чем вообще должен обладать оперный певец помимо голоса?

Очень много разных факторов. Во-первых, конечно, мое образование – классическое образование в Академии хорового искусства им. Попова. Сам Виктор Сергеевич Попов – великий учитель, который не только работал с хором и прививал нам вкус и любовь к классической музыке, но и учил жить: он очень много давал советов, которые мы, его ученики, до сих пор вспоминаем. Это была какая-то школа жизни. Среди его учеников и Дмитрий Корчак – очень известный тенор, знаменитый на весь мир, и Василий Ладюк. Очень много выпускников Академии хорового искусства сейчас поют по всему миру. И все мы безумно благодарны Виктору Сергеевичу за то, что мы сейчас «в профессии».

– А Ваша семья – музыкальная, она связана с музыкой?

Да, мой брат поет. Он – оперный певец, долгое время работал в Московском театре «Новая опера» им. Колобова. Сейчас он тоже много гастролирует.

– А родители как-то повлияли на это?

Мама с очень хорошим голосом, но она не получила классического образования и поет больше как любитель. А что касается составляющих для того, чтобы сформировался артист, то мне очень повезло, я несколько лет проработал в театре «Ленком». Это романтическая сцена, но я работал в вокальной группе на постановках «Поминальная молитва», «Женитьба Фигаро» и «Юнона и Авось». И мне повезло работать с величайшими артистами: рядом были и Збруев, и Абдулов, и Караченцов, и Янковский, и Чурикова, и другие. Я их видел каждый день. Для меня это была сумасшедшая школа, и какие-то вещи, которые я там видел, я до сих пор несу в оперу и стараюсь применять, потому что это было наглядное пособие.

Потом я стажировался в Хьюстоне, а до этого учился в аспирантуре у знаменитого потрясающего вокального педагога Дмитрия Вдовина, который сейчас, наверное, один из самых известных преподавателей у нас в стране. Конечно, я ему тоже бесконечно благодарен за то, что он привел мой голос в ту форму, в которой он сейчас находится и с которой я сумел дальше работать и сложиться как артист.

– Вы говорите, что стажировались в Хьюстоне, а российская и западная школы различаются?

Да, они различаются. На Западе делается много правильных акцентов, есть много нового, чего у нас здесь никогда не давали. В частности, есть акцент на языки, на правильное произношение. Мы очень скрупулезно изучали правильность фразировки, стилистику разных времен: каким звуком петь Генделя, а каким – Чайковского. Это очень важно, и для меня это была большая школа.

– Еще интересная страница Вашей биографии: в юности Вы руководили детско-юношеским хором Патриаршего подворья. Расскажите об этом. Наверное, это очень ответственное дело для нежного возраста?

Это было в 1993 году. Было очень волнительно, но вот так мне повезло. Я сначала пришел петь в храм в селе Гребнево в Подмосковье. Отец Сергий Киселев – замечательный, очень близкий мне человек – пригласил меня регентовать, потому что в том момент у хора не было регента. Мы собрали очень сильный детско-юношеский коллектив. Потом пошли конкурсы. В Польше мы получили премию за первое место и приз зрительских симпатий. Мне тогда еще было, наверное, лет семнадцать.

– И Вы всем этим руководили. Был период звездной болезни?

Да, был такой период.

– А как перебороть эту болезнь? Какой совет Вы можете дать уже спустя годы?

Это возрастное. У меня были хорошие друзья и брат, которые мне быстро и правильными словами указали, что я неправильно себя веду. Я сделал из этого выводы и старался вести себя скромнее. А вообще в жизни у меня было много очень удачных моментов, и я думаю, что чем более успешен человек, тем меньше у него поводов зазнаваться.

– Просто некогда на это обращать внимание?

Абсолютно! Потому что за спиной стоит огромнейшая работа. Поэтому я могу только поделиться с кем-то опытом и рассказать, как это сделать, из того, что я знаю. И еще самое главное в том, что я всегда недоволен. Как бы и кто бы меня ни хвалил, мне всегда не нравится.

– Перфекционизм такой.

Да. Из-за этого у меня мало записей в YouTube, так как я ничего не хочу выставлять. Мне не нравится, и всё. У меня аллергия на свой голос.

– А нам нравится! Поэтому я предлагаю нашим телезрителям прямо сейчас посмотреть отрывок Вашего выступления. Дорогие телезрители, Николай Диденко в программе «Канон».

Звучит «Vi ravviso» из оперы «La sonnambula». Композитор В. Беллини, исп. Н. Диденко.

Автор и ведущий Александр Крузе

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать