Канон. Гармонист-виртуоз Святослав Шершуков. Ч. 2

23 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжение встречи Александра Крузе с гармонистом-виртуозом Святославом Шершуковым. В этом выпуске речь пойдет не только о гармони, но и о гармонии: гость расскажет о вере в своей жизни и Божьем промысле, о семейном счастье и русской душе. И, конечно же, Святослав порадует вас своим выступлением.

Сегодня мы продолжим беседовать с гармонистом-виртуозом Святославом Шершуковым.

Святослав Шершуков – гармонист-виртуоз, стипендиат президента Российской Федерации, лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель серебряной медали «Национальное достояние России», обладатель ордена «Молодое дарование России», медали «Почетный гражданин России». Родился в подмосковном городе Клин. В 8 лет поступил в музыкальную школу. В 2002 году поступил в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, обучение в котором совмещал с выступлениями в музыкальных конкурсах, фестивалях и концертах. В настоящее время завершил обучение в аспирантуре Московского государственного университета культуры и искусств по специальности «Теория и методика обучения и воспитания» и параллельно готовится к защите магистерской диссертации в Российской академии музыки имени Гнесиных по классу «Русская гармонь» у выдающегося баяниста, народного артиста России, профессора Вячеслава Семенова. Святослав много гастролирует и как сольный исполнитель, и как артист многих коллективов – ансамбля русских народных инструментов «Финист балалайка», музыкального коллектива Марины Девятовой и многих других. Итак, гость сегодняшней программы «Канон» – Святослав Шершуков.

В предыдущей программе:

«Любовь к гармони мне привила моя бабушка в самом раннем возрасте».

«Когда инструмент играет, когда он звучит, то он живет, он продолжается, показывает свои характеристики и радует народ. Ни в коем случае не нужно забывать этот интересный инструмент».

«– Святослав, а что Вас вдохновляет на творчество? Любовь?

– Я думаю, да. Ну, не только любовь. И, может, не совсем даже всеобщая любовь, но и любовь семьи, поддержка семьи и, конечно, любовь к тому, что я делаю».

(Звучит «Субботея». Обр.: С. Сметанин, исп.: С. Шершуков.)

Браво! Святослав, а современные композиторы пишут для гармони? Или, как правило, это обработка народных произведений?

Конечно, в репертуаре гармониста присутствуют эстрадные и современные композиции. Но эти переложения для гармони делает в основном один человек – замечательный гармонист, баянист, преподаватель Евгений Петрович Дербенко. Он живет в Орле. Это такая орловская школа. И он своими переложениями показывает, что на гармони реально сыграть и эстрадные композиции, и даже классические, в том числе это и «Чардаш» Монти, и «Арагонская хота», и «Пассакалия» Генделя. Все это реально.

То есть спектр огромный?

К сожалению, нет тех людей, которые ему бы помогали. Мы ему, конечно, помогаем, потому что репертуар все равно должен расширяться. Я считаю, что гармонист не должен ограничиваться одним автором. Поэтому приходится искать какое-то новое сотрудничество, открывать для себя новых людей, в том числе писать свои номера, обработки, тем самым показывая, что гармонь жива и на ней реально играть.

А Вы можете исполнить что-нибудь эстрадное? Вот Вы сказали про «Чардаш». Побалуйте нас!

Конечно!

(Звучит «Чардаш». Муз. В. Монти.)

Святослав, давайте поговорим не о гармони, а о гармонии. Какое место в Вашей жизни занимает вера?

Я думаю, что не только в моей жизни, но и в жизни моей семьи вера занимает господствующее положение. Потому что все, что происходит в семье,  что  происходит в моем творчестве, происходит с помощью Бога. У меня есть один замечательный пример – друг, который принял сан. Он теперь служит в Церкви. Мы с ним прекрасно общаемся. Он мне помогает, подсказывает. И я думаю, это большая ступенька в моем развитии,  в развитии нашей семьи, отражающаяся положительным моментом.

А Вы с детства жили в верующей семье?

Да! Меня крестили, мои родители – верующие. Ни один церковный праздник не обходится без определенных канонов, определенных традиций. Мы не то чтобы несем какие-то церковные традиции, но я думаю, что это какая-то замечательная нотка в нашей семье, которая показывает, что это правильно и что к этому нужно стремиться, стремиться к лучшему. И я думаю, что это реально!

А случались ли чудеса в Вашей жизни, некий Божий промысл?

Одним чудом для меня является, конечно же, ребенок. Потому что мы долго его ждали, и на свет родился вот такой замечательный человечек, маленький карапуз София, которую я просто готов носить на руках и которая не только приносит счастье нашей семье, но и является  лучиком солнца в нашей жизни. Она одним своим существованием показывает, что жизнь просто прекрасна!

Можно сказать, что для меня в особенности гармонь – это такой небольшой не то чтобы Божий промысл, но какой-то показатель, к которому я пришел. Потому что я начинал с гармони, потом последовала музыкальная школа по классу баяна, потому что не было гармони; потом училище, где опять не было класса гармони. Но мне так посчастливилось в высшем учебном заведении (а так не должно было быть), что баянисту по учебной программе дали гармонь. В принципе это схожие инструменты, и мне должны были дать совершенно другое. Но вот так мне посчастливилось! И сейчас этот инструмент практически сроднился со мной, и я уже не представляю жизнь без него.

А у Вас не было периодов, может, в подростковом возрасте, когда все мальчишки на улице в футбол гоняют, а Вам приходится гаммы гонять вместо футбола?

Был такой период. Это был период моего основного обучения в музыкальной школе.

Как Вы его преодолели?

Вы не поверите, но, видимо, опять по Божиему промыслу наставления родителей поспособствовали дальнейшему росту, тому, чтобы идти вперед. У меня, конечно, были небольшие застои: я помню, в 4-м классе музыкальной школы мне совершенно не хотелось заниматься на инструменте, хотелось на улицу, гонять в футбол. При этом не только не хотелось играть, но даже и не получалось ничего. Видимо, это опять показатель того, что нужно идти вперед. И я думаю, что этот показатель идет сверху. Но я думаю, что преодолел этот период, и надеюсь, что радую вас своей игрой.

А Вы сейчас как отец хотели бы, чтобы Ваш ребенок продолжил музыкальный путь?

Безусловно! Мне очень хочется, чтобы она занималась музыкой.

Именно профессионально или просто для общего развития?

На данный момент даже мне для себя сложно ответить, нужно ли ей профессионально заниматься музыкой. Или не то чтобы самодеятельностью, но для собственного интереса. Потому что, во-первых, нужно донести до нее любовь к инструменту, любовь к музыке и уже потом смотреть, к чему она более стремится.

Потому что жизнь не стоит на месте, она развивается, и музыкальные традиции, традиции именно исполнительства, достаточно быстро от нас уходят. На первый план выходят другие профессии, которые связаны с другими специализациями. А гармонь – инструмент, который практически от нас ушел и остался в основном на уровне самодеятельного искусства. Конечно, он развивается, и мы привносим его в учебные заведения, но все равно он в основном любительский. И нельзя сказать, что многие гармонисты занимаются только гармонью, то есть у них основные специальности другие, а гармонь осталась как хобби.

Мы любим дома поиграть, попеть под гармонь, но, учитывая все это, сложно сказать, как ребенку надо заниматься музыкой. В любом случае я не буду против, если она выберет какую-то другую специальность и просто будет с удовольствием (надеюсь!) слушать, как папа играет на гармони.

И мы тоже все с удовольствием будем Вас слушать! Можете поделиться еще с нами любовью к музыке?

– Конечно!

Что Вы нам исполните?

– Несмотря на то, что гармонь – старожил (ей уже сейчас 187 лет, такой вот немолодой экспонат), на ней реально сыграть многие композиции. И сейчас я исполню «Фестиваль» Евгения Петровича Дербенко. Это композиция на эстрадную тему.

(Звучит «Фестиваль». Муз. Е. Дербенко.)

Святослав, Вы – активно гастролирующий музыкант. Можете рассказать о своих проектах? Вы же выступаете и сольно, и еще в каких-то коллективах?

– Да, у меня достаточно много проектов. Один из них – «Святослав Шершуков и шоу-балет “Фестиваль”», с которым мы выступаем не только на городских и не только на сольных концертах, но и в том числе радуем прихожан и служителей Церкви: мы постоянно ездим на концерты, посвященные церковным праздникам. Одним из храмов, в который я периодически езжу, является храм Двенадцати апостолов. Он находится в Ховрине. Это замечательный храм с прекрасными служителями Церкви и прихожанами. И я думаю, своим творчеством я показываю им, что гармонь и Святослав Шершуков могут играть не только для сцены или заработка, но и для тех, кто просто придет послушать нас в церковь. Можно сказать, что я открыт для всеобщего доступа.

Еще одним моим проектом является сотрудничество с Мариной Девятовой. Это замечательная певица русской песни. Она тоже внесла большой вклад в мое творчество.

Вы работаете с ней вдвоем?

– Нет, нас много. Основной персоной нашего коллектива является Марина Девятова. Также есть два музыканта (инструменты: гармонь или баян и гитара) и шоу-балет – три пары. Вот этим замечательным коллективом мы ездим, показываем свое творчество, и в этом замечательном шоу-проекте, конечно же, присутствует гармонь. При этом она там присутствует как сольный инструмент. Она тоже показывает все свои краски и демонстрирует народу свою любовь к нему.

(Звучит «Вишня». Фрагмент выступления Марины Девятовой и Святослава Шершукова.)

– Есть также фестивали и конкурсы, в которых я тоже участвую. Но в большинстве фестивалей и конкурсов я уже  не как участник, а как член жюри. Это интересная ступенька в моем творчестве, потому что каждый исполнитель, каждый участник конкурса для меня опять-таки является показателем того, что надо идти вперед. Это новый репертуар, новые интересные знакомые. И я думаю, эти ступени, которые сопровождают меня в любой период моей жизни, будут вести только вперед.

Тяжело сидеть в жюри и чувствовать, что раньше Вы выступали и Вас судили, а теперь Вы сидите и оцениваете?

– Да, это тяжело. Потому что многих гармонистов я знаю. Вообще можно сказать, что гармонистов не так много. Поэтому мы все друг друга знаем и участвуем иногда в одних и тех же конкурсах. А теперь я сижу в жюри и слушаю своего знакомого. Это сложно еще и потому, что он подходит ко мне и перед выступлением, и после выступления, чтобы узнать, понравилось мне или нет, понравился ли он остальным членам жюри, кому понравился и что сделать, чтобы понравиться.

Для меня здесь сложность в том, что многие музыканты растут очень хорошо в том плане, что они не только расширяют свой репертуар, но и усложняют его. Поэтому хочется идти наравне с ними и, возможно, даже в чем-то их опережать. И это опять же лишний показатель того, что нужно работать над собой, над своими возможностями.

Вообще рамок у этого инструмента нет? То есть можно постоянно расширяться?

– Конечно же, рамки есть.

Чисто технические?

– Чисто технических рамок, я думаю, практически не существует: все зависит только от исполнителя и от того, что он хочет показать на инструменте. Постоянная игра, постоянные упражнения в игре на инструменте должны занимать огромное время, чтобы мы играли на гармони не только известные композиции или те композиции, которые нам нравятся. На гармони нужно не играть, а работать на ней. Тем самым достигаются особенные штрихи, замечательная певучесть и способность показать инструмент не только как самодеятельный, как инструмент деревни, но и с профессиональной точки зрения.

А как часто Вы занимаетесь? Ежедневно?

– Практически да. У меня бывают дни, когда я не могу  заниматься на инструменте ввиду того, что периодически бывает концертная деятельность, фестивали, выездные мероприятия или гастроли, в том числе с Мариной Девятовой, когда мы уезжаем куда-то далеко. Но все равно я пытаюсь заниматься хотя бы немножко, стараюсь каждый день брать инструмент в руки и хотя бы просто понажимать на кнопки.

Проверить беглость пальцев?

– Знаете, с каждым днем я все больше понимаю, что истинный музыкант, профессиональный музыкант не должен показывать, что у него беглые пальцы. Потому что, в принципе, пальцы беглые у многих; даже можно сказать, что у всех, если их правильно развивать. А вот именно профессиональный музыкант, когда он играет какое-либо произведение, должен отличаться своей мелодичностью, динамическим характером и художественным образом.

Вы уже выпустили пластинки? Вас можно послушать на аудионосителях?

– Да, в моем творчестве появились два диска. Это была достаточно кропотливая работа для меня, особенно когда я работал над первым диском. Я долго к нему шел. Так получилось, что на мое творчество повлияла семья, и мы записали пластинку под названием «Субботея». В ней собраны народные наигрыши, народные композиции, которые я исполняю не только под аранжировки, под «минусовки», но и живьем. Получился интересный диск. Его можно послушать: его можно скачать из Интернета, все это есть в открытом доступе.

А через небольшой промежуток времени у нас появился второй диск под названием «Фестиваль». Там уже собраны и эстрадные композиции, и достаточно известная классика, в том числе «Чардаш» и «Пассакалия», а также встречаются военные композиции, потому что мы не можем военную тему обойти стороной. Война – это одна из сложных, одна из волнующих народ тем.

Это у нас уже на генном уровне.

– Да, совершенно верно.

(Звучит «Попурри на военные песни».)

Святослав, гармонь считается душой русского народа. Получается, что Вы должны очень хорошо знать нутро русского человека. Как бы Вы описали, кто такой русский, что такое быть русским?

– Я думаю, что первая составляющая – вера в Бога. Я не говорю про разделение веры, но вера все равно должна быть в сердце человека, в его душе, семье. Я думаю, это основной показатель, за счет которого мы можем считать себя русскими.

Вторая составляющая – конечно же, традиции народа, которые мы несем, которые  сохраняем. При этом одной из главных традиций является наш инструментарий. Допустим, гармонь. Конечно, она не «русская», раз пришла из другой страны. Но она была переработана и стала одним из показателей русской семьи и русского народа. Она идет на протяжении всего существования народа, что показывает, что она является одним из главных, приоритетных инструментов в семье каждого человека.

В-третьих, можно сказать, что русский человек – это человек, который открыт для каждого, открыт для помощи, для поддержки. Я думаю, это основные критерии, которые должны быть в каждом русском человеке.

Большое Вам спасибо за то, что сегодня были с нами открыты! У нас остается совсем немного времени, и я хотел бы по нашей традиции попросить Вас обратиться к аудитории телеканала «Союз» с добрыми напутственными пожеланиями.

– Прежде всего я хотел бы пожелать вашим семьям уюта, веры в Бога, веры в то, что мы делаем, в то, что мы несем, и в то, что мы сохраняем традиции русского народа. Также хотел бы пожелать огромного счастья вашим домам, чтобы у вас всегда были свои традиции, чтобы вы ими дорожили и показывали их. И хотелось бы поблагодарить Вас за то, что Вы меня пригласили. Я надеюсь, что мы сотрудничаем не в последний раз. И надеюсь, что гармонь будет жить всегда.

Мы с удовольствием приглашаем Вас в нашу программу еще!

– Спасибо!

Еще раз спасибо Вам! Мы с телезрителями хотим преподнести Вам небольшой подарок: образ Матронушки Московской. Пусть эта святая оберегает Ваш домашний очаг.

– Спасибо!

Большое спасибо за Вашу музыку, за Вашу добрую, искреннюю улыбку. И храни Вас Господь!

– Спасибо большое!

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 21:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать