Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Мы находимся во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря, в одном из кабинетов, где происходит реставрация.
Александр Анатольевич Горматюк – художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, член Союза реставраторов России, кандидат искусствоведения:
– Реставратор прежде всего сохраняет. Существует такая иллюзия: придет реставратор и все восстановит, реконструирует, не было ничего, а стало все, то есть он совершит маленькое чудо. Часто, особенно в СМИ, любят раскручивать тему: ничего не было и вдруг пришли реставраторы, взяли и все своими руками воссоздали. На самом деле, самое главное и ценное для реставратора – это чутье и тактичность по отношению к художественному произведению, в каком бы виде оно не находилось. Очень важно прочувствовать его не только визуально и технически, но понять даже на духовном уровне.
Область моей работы – древнерусское искусство, которое, естественно, связано с византийским, поэтому обобщенно ее можно называть христианским искусством. Хотя, конечно, у меня бывают самые различные командировки и задания. Например, несколько лет назад я неоднократно участвовал в археологических экспедициях в Египте. Я занимался там реставрацией древнеегипетских памятников, по сути дела это работа совершенно иного характера, но, с другой стороны, даже для моего узкого интереса в области древнерусской живописи это было очень полезно и очень важно, потому что я открыл для себя интересные технологические области. Например, технологическая подоплека написания иконы: как ее пишут, какими красками, какое золочение и другие технологические особенности, которые на самом деле применялись давно, начиная с дохристианского периода. И все это выстраивается в оду единую общечеловеческую линию культуры. Для меня это очень важно и интересно.
Мне очень нравятся иконописные списки, в которых мастера предыдущих эпох описывали методику работы. В Греции их называли ерминии, у нас иконописные подлинники. Один из таких подлинников поэтическим языком рассказывает о том какое должно быть время года, какая погода, чтобы не было комаров, мошек и они не налипали на свежий лак и так далее. Эта рукопись была найдена в Сийском монастыре, где мне однажды даже пришлось реставрировать образ Антония Сийского. Часть рукописи посвящена иконописному искусству, а часть тому, как «лечить» иконы. По сути дела, в ней по стадиям разобраны все процессы, которые мы по-прежнему выполняем. Иконы те же, и делать надо все то же: где-то левкас отстал, где-то коростный слой потемнел, пошелушился, где-то надо олифу снять. Но если метод сам по себе и требования остались те же, то инструментарий и привлечение новых технологий, безусловно, для нас являются большим подспорьем.
Например, для того чтобы реально определить степень разрушение Боголюбской иконы, которая пришла в страшное аварийное состояние, мы применили 3 D -сканирование. Сейчас это практически у всех на слуху, но как это устроено и в чем суть этого метода? В том, что во время высыхания влаги, которая попала в основу древесины, происходит некое коробление на уровне микрон. Чтобы понять, насколько быстро идет этот процесс, с помощью новых технологий мы можем сравнить две электронные модели поверхности иконы в трех измерениях и узнать степень коробления за какой-то период времени, насколько оно страшно и критично. Но это область уже очень сложных задач, над которыми иногда приходится ломать голову не день и не два. Приходится консультироваться с профессионалами из других областей. Но и без таких обыденных для реставрации вещей, как микроскоп мы не можем обходиться, поскольку красочный слой расположен на другом уровне и мы его лишь чувствуем.
Достаточно поздние иконы очевидно проигрывают в сравнении с древними. Мы начинаем ловить себя на мысли, что древние иконы как будто действительно светятся изнутри. А с чем это связано, не знаем. Только визуально это точно не определить, а с помощью микроскопа можно увидеть, что на самом деле структура живописи, краски и колера, построена совершенно на иных принципах. Например, принцип современной живописи –тонко перетертый химический пигмент, редко когда он бывает натуральный, и это новшество, слово прогресса в данной области совершенно лишает нас иллюзорного качества натуральных пигментов. В натуральных пигментах, которые использовались раньше в иконописном искусстве (такие кристаллические породы, как: киноварь, лазурит, азурит), на микроуровне мы этого не видим: как блестит каждый кристаллик, как он отражается. Но на самом деле этот внутренний цвет дает именно ту глубину и внутреннее свечение, которые мы, оказывается, все же чувствуем.
Вот рама, предназначенная для иконы, которой занимается мой коллега. Сейчас идет достаточно сложный процесс: открыт фрагмент золочения, на котором написаны образы святых. Порой бывает очень трудно отделить эти слои друг от друга, хотя при этом происходит принципиальное преображение и темно-зеленый цвет придает этой иконе совсем другую тональную и цветовую характеристику. Икона интересна сама по себе: здесь достаточно редкий сюжет, который называется «Древо Иесеево», когда Богородица со Христом изображена в виде древа, а с его порослей (в греческой традиции это виноград) к Ней тянутся апостолы и монахи, то есть иноческий лик святых. Эта икона большая редкость, она абсолютно уникальна по иконографии и интересна. Слои записи, укрепления, восстановление структуры древесины – все это технологически обсчитывается и формирует приблизительные временные затраты на восстановление, но в целом реставратор будет работать над этой иконой в течение года.
У действующих церквей часто бывают свои коллекции, свой объем икон или каких-то предметов внутри храма, которые порой совершенно не исследованы. К примеру, в одном из московских храмов мы реставрировали целый иконостас, и в нем был крест в страшном состоянии: весь истыкан, со сложной фактурой. В конце концов в процессе проб выяснилось, что там есть живопись, скорее всего, рубежа XVII - XVIII века, достаточно хорошая, сложная живопись. Но сверху она была покрыта многими слоями, самый последний из которых – слой грубой коричневой краски. В процессе раскрытия выяснилось, что весь крест покрыт дырками, сделан он буквально из бруса, а потом был насквозь пробит дырками и затем заделан каким-то цементом. Когда все раскрылось и стало заметно даже под тонировкой, батюшка был в ужасе: кто же это мог сделать, кто сотворил такое кощунство? Потом один из моих коллег-реставраторов подсказал, в чем дело. Когда крест был закрашен, какому-то добропорядочному человеку сказали сделать иллюминацию, чтобы крест на праздник зажигался. И в кресте выдолбили отверстия, чтобы вставить туда патроны для лампочек. Но ведь у человека, который долбит стамеской крест, есть глаза и он должен видеть, что там есть какая-то другая краска? Но обретение состоялось: на месте совершенно разрушенного предмета появилась живопись рубежа XVII – XVIII веков.
– Мы еще будем рассказывать о работе реставраторов, а сегодня время нашего эфира подошло к концу.
Автор передачи и ведущая Елена Чач
Записала Людмила Моисеева
Мы начинаем рассказ с временной выставки "Сотворение мира", работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Об этой экспозиции и представленных на ней различных образах Святой Троицы рассказывает куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения Жанна Григорьевна Белик.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!