Хранители памяти. Выставка "Сказание о граде Свияжске" в Государственной Третьяковской галерее. Ч. 2

1 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем серию выпусков с временной выставки "Сказание о граде Свияжске", которая сейчас работает в Государственной Третьяковской галерее. Начнем рассказ в первом зале, где уделим особое внимание иконам, а продолжим - уже во втором зале экспозиции.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Справа от меня икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», которую можно увидеть на выставке «Сказание о граде Свияжске» в Государственной Третьяковской галерее. О значимости образа Иоанна Предтечи в XVI веке и о других иконах, которые можно увидеть здесь на выставке, – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Татьяна Евгеньевна Самойлова, куратор выставки, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи:

– С идеей собирания святого небесного воинства Иван Грозный обращался к своим предкам, святым князьям, канонизированным Церковью. Здесь вы, конечно, видите икону Владимира, Бориса и Глеба. Это чрезвычайно важные персоны для Ивана Грозного. На этой иконе святой Владимир всегда изображается в царском венце. И мы знаем, что когда Ивану Грозному пришлось доказывать западным государям свое право на царский венец, вот такие иконы он приводил в качестве важнейшего исторического аргумента. Это одни из самых первых русских святых, и, конечно, к ним, как к предкам, была обращена царская молитва.

В городе Муроме Иван Грозный поклонялся святым Петру и Февронии. Интересно, что, когда он возвращался после завоевания Казани, он дал этому городу значительную денежную сумму, на которую был построен храм, посвященный святым князю и княгине.

Икона Федора, Давида и Константина. Это ярославские святые, князь и его сыновья, с памятью о которых у Ивана Грозного тоже было связано много важных событий. В частности, например, он считал, что именно по молитвам Федора, Давида и Константина была исцелена от тяжелой болезни его любимая жена царица Анастасия. Так что он обязательно останавливался и в Ярославле и преклонял колена перед гробами этих святых.

Таким образом, постепенно собиралась молитвенная сила, небесная рать, с которой войско шло дальше на Казань. И когда крепость Свияжск была построена – как форпост, который мог защитить русских воинов и дать им отдых от ратных трудов, – то один из первых храмов в ней был посвящен Иоанну Предтече. И не случайно, ведь имя этого святого носил сам Иоанн Васильевич.

Здесь у нас на выставке представлена великолепная икона Иоанна Предтечи; правда, она не из Свияжска – свияжская, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Но эта икона из Спасо-Преображенского собора города Ярославля. Она размещалась на одном из западных столбов, встречая каждого входящего в храм, именно как образ царского патрона. И здесь нас встречает грозный лик Иоанна Предтечи, последнего пророка, как бы предлагая нам войти в следующий зал и увидеть свияжские памятники.

Вскоре после взятия Казани, в 1555 году, произошло еще одно значимое событие – была основана новая архиепископия Казанская. Рукоположение нового Казанского архиепископа – Гурия – происходило в Москве, в кремлевском Успенском соборе, в самой торжественной обстановке, в присутствии иностранных гостей. Это показывает, какое значение придавалось этому событию самим царем.

Вместе с Гурием в Казань отправились еще два инока – Герман и Варсонофий. Все они были твердыми иосифлянами, все они ранее возглавляли крупные монастыри, то есть имели опыт руководства, а Варсонофий еще и обладал знанием татарского языка, что было чрезвычайно важно, поскольку одной из их основных задач была проповедь христианства в Казанском поволжском крае.

Сохранился летописный рассказ о том, как провожали Гурия, Германа и Варсонофия из Москвы. Это не было простым путешествием, был разработан особый ритуал. Сам царь и сам митрополит провожали их до Фроловских ворот Кремля, и там совершался молебен в виду обетных церквей, которые стояли на площади, – они как раз связаны с историей завоевания Казани. Часто во время эпидемий люди молились об их прекращении и обещали, если Господь смилостивится и бедствие прекратится, построить храм в честь того или иного святого. Точно так же возникали обетные церкви в связи с какими-то военными предприятиями или событиями личной жизни – причин, чтобы дать обет, было множество. Единственная обетная церковь, связанная с историей казанского похода, которая сохранилась на Красной площади, – собор Василия Блаженного или, правильнее сказать, Покровский собор.

И вот в виду этих храмов совершался молебен, во время которого читали молитву святого Илариона, первого русского митрополита, молитву о русских государях и о русской земле. Уже после этого вся процессия торжественно двинулась к реке, где ждали приготовленные суда. На эти суда были погружены ризница, иконы, священные сосуды, книги, которые Гурий, Герман и Варсонофий везли с собой, – то есть все то, что было необходимо пастырям для освоения этого нового края. Иван Грозный совершил пеший путь до Казани, а архиепископ со своими соратниками двигался по рекам. Также путники останавливались в русских городах, в каждом из которых совершали особый молебен и поклонялись особо почитаемым там святым. По прибытии архиепископа на остров для всех, кто там находился, было совершено таинство Елеосвящения.

Первые священнослужители, прибывшие на Казанскую землю, везли с собой и богослужебные книги. Все трое – и Гурий, и Герман, и Варсонофий – были книжниками, интеллектуалами, а не только строителями. Они занимались в своих монастырях копированием древних рукописей. На нашей выставке представлен Иерусалимский устав – свод правил, канонов, по которым должна быть организована жизнь монастыря, церкви. Этот «Устав церковный Иерусалимский» был переписан рукой самого Варсонофия, который привез книгу с собой в Казань.

Еще одна из представленных здесь книг – это рукописное так называемое «Тверское Евангелие». Оно датируется концом XV века, украшено великолепными миниатюрами. Но есть предположение, что это книга, которую привез с собой архиепископ Гурий, так что второе название книги в музейных кругах – «Евангелие Гурия».

И в рукописи XVII века, которую тоже можно видеть на этой витрине и в которой рассказывается о житии казанских святых Гурия и Варсонофия, есть замечательная миниатюра – как раз изображено отплытие первого казанского архиепископа из Москвы в Казань.

Автор и ведущая Елена Чач

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 18 мая: 19:00
  • Воскресенье, 19 мая: 03:30
  • Воскресенье, 19 мая: 03:45

Анонс ближайшего выпуска

Мы начинаем рассказ с временной выставки "Сотворение мира", работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Об этой экспозиции и представленных на ней различных образах Святой Троицы рассказывает куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения Жанна Григорьевна Белик.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать