Хранители памяти. Древнерусское искусство в Третьяковской галерее. Часть 8

16 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Новый выпуск программы из Государственной Третьяковской галереи посвящен Донской иконе Пресвятой Богородицы - одновременно и прославленному чудотворному образу, и уникальному памятнику древнерусского искусства.

– Наш сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти» будет посвящен Донской иконе Пресвятой Богородицы – одновременно и чудотворной православной святыне, и памятнику древнерусского искусства.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

­– В собрании Третьяковской галереи находится одна из самых прославленных икон Русской Православной Церкви и одновременно одно из самых совершенных произведений средневековой православной живописи конца XIV века. Я имею в виду двустороннюю икону, которую, судя по источникам, с середины XVI века стали называть «Донская икона Божьей Матери» или «Пречистая, что с Дона», – именно с этой иконой православное предание связывает события Куликовской битвы.

Донской она стала именоваться только с середины XVI века, при Иване Грозном, когда появилось легендарное сообщение, что донские казаки якобы принесли перед битвой икону, которая оказала помощь в бою. Но сейчас мы говорим не о легендах и даже не об истории, а о самой иконе, которая, конечно, неразрывно связана со всей историей нашего Отечества в силу и своего происхождения, и своей судьбы.

Наверное, можно с уверенностью высказать другую гипотезу – о том, что эта замечательная чудотворная икона была написана по повелению княгини Евдокии в молитвенную память о ее супруге князе Димитрии Ивановиче, который тоже стал именоваться Донским с середины XVI века, и в память всех погибших на Куликовом поле. В соответствии с историческими документами икона была написана для Успенского собора в Коломне.

Есть разные точки зрения о том, кем написана Донская икона Божьей Матери. Считалось, что это был Феофан Грек или мастер его круга. Это мнение основывалось на том, что живописно-пластические особенности иконы находят себе параллели и близость в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. По крайней мере, это один круг произведений. Художественная среда конца XIV века – конечно, под влиянием таланта, мощи, масштаба личности Феофана Грека – породила такой круг произведений и ту духовную наполненность, которая есть в этом образе.

Богоматерь Донская написана по классическому типу Богоматери «Умиление»: Младенец находится на руке, Его ножки согнуты в коленах, в руках Его темный свиток. И конечно же, это образ, наполненный необычайным светом, как, наверное, ни один другой в мире, наполненный красотой. Несомненно, этот образ отличается от великой православной и всемирной святыни – Владимирской иконы Божьей Матери.

Постоянное размышление о природе света, преображающего плоть, отражено в том необычном способе, каким мастер сумел передать этот Божественный свет. Мы не можем сказать наверное, был ли это Феофан Грек, его ученик или мастер его круга. Но несомненно, что это какой-то великий иконописец, вдохнувший богословские и художественные идеи рубежа XIV–XV веков и воплотивший их в своей иконе.

Мы с вами знаем, что исторически эта икона была двусторонней, так как являлась выносной. На обороте при помощи других пластических приемов, более страстно, напряженно, я бы сказала, драматично, изображено одно из важнейших событий в истории христианской жизни – Успение Божьей Матери. Мы знаем, что уже в XVII веке были составлены специальные чины, и эта икона, как и Владимирская, участвовала в крестных ходах. Хранилась она в Московском Кремле в специальном киоте в драгоценном уборе. Но драгоценный убор до нас не дошел, потому что первый драгоценный убор на рубеже XVII–XVIII веков был подправлен, и при царице Наталье Алексеевне был создан новый – с лалами, рубинами, изумрудами. Увы, второй драгоценный оклад погиб или был разорен во время войны 1812 года, когда наполеоновские солдаты находились в Московском Кремле. Но сохранилось огромное количество страниц с его описанием, которые свидетельствуют о почитании этой иконы, известной не только по литературным или летописным источникам, но и по тому, как это было воплощено в драгоценном художественном уборе, преподнесенном православными ювелирными мастерами великой святыне, которая называется «Донская икона Божьей Матери».

Ежегодно накануне первого сентября чудотворный образ приносят в Донской монастырь на время престольного праздника. Празднование было установлено в этот день в память избавления Москвы от татар в 1591 году.

Епископ Бронницкий Парамон, викарий Московской епархии, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря:

– Ровно 425 лет назад совершилось чудо, которое сохранило множество жизней московских горожан, сохранило город, храмы, святыни, все то, что было нажито непосильным трудом благочестивого народа. Беда, которая, можно сказать, уже практически стучалась в двери города, сплотила весь народ, от государя до простых людей.

Кроме военных приготовлений, народ готовился и духовно. Благочестивый царь Федор Иванович приходит в ополчение, которое было разбито станом здесь, на территории Донского монастыря. Здесь была установлена и походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Здесь он молится, чтобы Господь и Царица Небесная сохранили город Москву от нашествия агарян, и вспоминает о чудотворном Донском образе Божьей Матери, который в том числе был и на Куликовом поле. Федор Иоаннович просит, чтобы его принесли в походную церковь.

После крестного хода вокруг города митрополит приносит в походную церковь Донской образ Божьей Матери, перед которым благочестивый царь Федор Иванович молится день и ночь, потому что он знает, что силы неравны. Но он надеялся не на свою силу, не на силу войск, а на Матерь Божью, на то, что Она не допустит, чтобы был погублен город, осквернены святыни и народ уведен в плен.

Мы знаем, что когда царь Федор Иоаннович вышел утром из шатра, а было это в день памяти преподобного Сергия Радонежского, ему сообщили, что хан Казы-Гирей со всем своим многочисленным войском в панике и страхе бежал. Перед этим бегством разразилась буря, которая была настолько мощной, что агаряне от страха бежали. Как пишут летописцы, они видели стрелы Божьи, поражавшие тех, кто пришел завоевывать нашу землю. И вот Федору Ивановичу сообщают, что хан Казы-Гирей, побросав свои обозы, оружие, все награбленное, налегке бежит назад в Крым, и в смятении и панике бежит все его войско. Русскому благочестивому воинству остается только одно – преследовать практически безоружных воинов хана Казы-Гирея, которые считали себя завоевателями, но бежали как трусы. Бежали не от ополчения, не от силы, а потому, что за русское войско заступилась Сама Царица Небесная.

И, предстоя сегодня перед этим чудотворным образом, мы снова молимся о своем Отечестве, народе, Церкви, о том, чтобы Господь сохранил наше Отечество и народ от всяких бед и напастей. Молимся, чтобы Матерь Божья никогда не оставила нас одних в этих бедах, но всегда покрывала, за нас заступалась, чтобы каждый раз, когда мы обращаемся к Ней, Ее лик взирал на нас, Ее присутствие было переживаемо и ощущаемо нами.

– Мы завершили рассказ о древней чудотворной Донской иконе Пресвятой Богородицы.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать