Хранители памяти. Храм Святой Троицы в Никитниках

14 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы отправляемся в уникальный московский храм - церковь Святой Троицы в Никитниках. Этот храм является подлинным памятником церковного искусства: архитектура, предметы интерьера, фрески и иконостас - всё это сохранилось с середины XVII века. Расписывал стены и создавал иконы для великолепного пятиярусного иконостаса знаменитый Симон Ушаков со своей артелью. Об интерьере храма, его святынях и сложной истории - смотрите в нашей программе.

– На этой неделе, отмеченной празднованием дня Святой Троицы, мы отправились в одну удивительную московскую церковь – храм Святой Троицы в Никитниках. Отсюда наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».

На том месте, где мы ныне видим храм Святой Живоначальной Троицы, в последней трети XVI и в начале XVII века стояла деревянная церковь, которую называли храмом святого великомученика Никиты Воина на Глинищах.

Протоиерей Арсений Тотев, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Никитниках:

– В 1622 году храм сгорел, и это место как бы пустовало. А купил это место московский гость (гость – крупный купец, обладающий особыми привилегиями) Григорий или Георгий Никитников. Он восстановил на этом месте каменный храм, сохранив в нем придел в честь великомученика Никиты Воина, а сам храм освящен в честь Святой Троицы.

Сначала в церкви было четыре придела. Маленький южный придел – в честь великомученика Никиты Воина. Северный придел – в честь святителя Николая, и подколокольный придел – святого апостола Иоанна Богослова. Храм расписывал царский изограф Симон Ушаков со своими иконописцами.

– Росписями был покрыт весь храм. До наших дней сохранилась лишь часть уникальных фресок XVII века. Образы святых, сцены Страстей Христовых и другие изображения покрывают изнутри стены и купол главного придела храма. В других частях церкви сохранились лишь фрагменты настенной живописи.

Протоиерей Арсений Тотев:

– Амвон стоит на высоком подклете, внизу были складские помещения. В 1900-м году, когда праздновалось 250-летие Грузинской иконы Божией Матери, которая находилась здесь, сюда приходил император Николай II с семьей, и стало известно, что нет придела в честь этой святой иконы. По желанию Николая II в нижнем помещении храма был устроен придел в честь святой иконы Богородицы «Грузинская». Церковь стала называться и по-другому – храм Грузинской иконы Божией Матери, что на Варварке.

– Написанная в Грузии икона Божией Матери была вывезена из родных мест во время нашествия персов. Отобранные святыни захватчики продавали и таким образом обогащались. Грузинскую икону Божией Матери купил приказчик ярославского купца Георгия Лыткина, Стефан Лазарев. В сонном видении купец получил указание передать святой образ в Черногорский монастырь в Архангельской губернии, что и исполнил.

Там икона прославилась многими чудесами, и было установлено ежегодное празднование этого чудотворного образа Пресвятой Богородицы. В 1654 году икону для поновления письма и наложения новой ризы привезли в московский храм Святой Троицы в Никитниках, где в это время трудился Симон Ушаков.

Как раз в этом году в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы, и по молитвам у Грузинской иконы Богородицы стали совершаться многочисленные чудеса исцеления.

Протоиерей Арсений Тотев:

– Мы нашли роспись в галерее храма. Как говорится, некий человек молился за своего сына, ему явилась Божия Матерь, и он исцелился. Этот человек сделал заказ, оплатил написание этой иконы и оставил ее в храме. Привезенную икону вернули в Архангельскую губернию в Черногорский монастырь, а новая икона осталась здесь.

– В 1929 году храм был закрыт. Последним настоятелем Троицкой церкви был протоиерей Сергий Голощапов, впоследствии канонизированный как священномученик. При нем верхнюю часть храма уже закрыли, он служил исключительно в нижнем приделе. После окончательного запрета на богослужение храм передали Государственному историческому музею. Сейчас в музее находится чудотворный образ Грузинской Божией Матери, а также некоторые другие иконы и предметы церковного интерьера.

Протоиерей Арсений Тотев:

– После этого, конечно, мы восстанавливаем понемногу. Рядом с храмом находится администрация президента, разные административные здания, несколько лет назад ближайшие улицы загородили, и мы остались как бы на закрытой территории, но, тем не менее, есть приход, люди приходят в субботу и воскресенье.

– В храме представлены копии написанных Симоном Ушаковым икон из местного ряда иконостаса. Подлинники хранятся в музеях, например, образ «Похвала Владимирской Божией Матери» или «Насаждение древа государства Российского» находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Протоиерей Арсений Тотев:

– Копия – только местный ряд: Троица, Пятидесятница и диаконские врата. С другой стороны – Благовещение Божией Матери и Иверская икона Божией Матери. Все остальные иконы, то есть остальные четыре ряда иконостаса написаны Симоном Ушаковым или его артелью. Мы сейчас изыскиваем средства для восстановления или золочения иконостаса. Внутри, в алтаре, тоже есть роспись и семистолпная сень.

Паникадило – это дар царя Алексея Михайловича Романова. Главный купол завершается короной, а потом – крест. Эта корона и есть царский вклад, то есть все понимали, что это особый храм. Двери в церкви металлические и того же царского времени.

Здесь есть два образа (Черниговская икона Божией Матери и Галатская икона Божией Матери) конца XVIII века. Память Галатской иконы празднуется в день убиения Царской семьи, 17 июля. Обратим внимание, что на этой иконе Божия Матерь держит в руках скипетр, а младенец Христос – державу.

В Никольском приделе – икона святителя и чудотворца Николая, которая написана на Афоне в Ватопедском монастыре и подарена России. На ней написано: «С благословением (такого-то) игумена». И еще есть икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

– В Никольском приделе также находятся два мощевика, в которых помимо святых мощей хранятся частицы камня Голгофы и Мамврийского дуба.

Протоиерей Арсений Тотев:

– В приделе Грузинской иконы Божией Матери был киот, мы решили, что надо подбирать какую-то икону. Года через полтора-два нам привезли Казанскую (Тобольскую) икону Божией Матери. Мы посмотрели по размеру, она подошла в киот. Поставили ее, освятили, она там и находится. На обратной стороне иконы, на доске, надпись: «Перед сей иконой молился последний российский император Николай II». Находясь в Тобольске, Царская семья жила в губернаторском доме. Рядом стоял храм Благовещения Пресвятой Богородицы, и там была эта икона. Император с супругой и детьми ходил туда почти каждый день, там они молились.

Храм разрушили после революции и убийства Царской семьи, а эти иконы и святыни оказались в руках, может быть, даже не совсем верующих людей. И они пожертвовали эту икону нам.

Есть старинная икона святителя Николая Чудотворца. Есть икона Серафима Саровского. Удивительно, что мы нашли такую же икону Сергия Радонежского, они почти одинаковые по написанию, но одна из них – софринская фотокопия, а другая – древний образ.

Для нижнего храма в 2005 году заказали каменную чашу. Она сделана из камня «иерусалимская роза» в каменоломнях Палестины, из того же камня сделана Часовня (или Кувуклия) Гроба Господня. Крышку каменной чаши освятили у Гроба Господня, она весит около 80 килограмм. Целый год растаможивали эту чашу, потом сделали крест и кран для святой воды. Она не много вмещает, но тем не менее это напоминание об Иерусалиме.

Несколько лет назад в галерее, когда стали реставрировать некоторые помещения, нашлись росписи. Мы их восстановили. Отремонтировали и крыльцо, которое в то время падало, так как в храме не было финансирования. Постепенно восстановили нижний придел и северный придел в честь святителя Николая Чудотворца.

Благодать, которую люди уносят со службы, литургии, Причастия – это, наверное, самое главное.

– Мы завершили рассказ о церкви Святой Троицы в Никитниках и ее святынях.

 

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать