Хранители памяти. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Часть 3

2 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы завершаем рассказ о храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Напоследок - узнаем о восстановлении церкви и ее росписях, о принесении сюда иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева, о связанных с историей храма двух образах Пресвятой Богородицы и о многом другом.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ о храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее и о тех иконах, которые можно здесь увидеть.

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:

– Когда двадцать пять лет назад я пришел в этот храм, тут было полное разорение. В то время, когда здесь размещался запасник галереи, здесь было два этажа. Хранили скульптуру, графику, живопись, иконы. Затем все перевезли, и храм несколько лет был в полном запустении. Интерьера оставалось процентов сорок-пятьдесят, не более. И восстановление всего великолепия, которое мы сегодня видим (это роспись XIX века) было начато после войны с Наполеоном, когда храм пришел в ветхость и нужно было отреставрировать внутреннее убранство.

Дело в том, что, как вы помните из истории, Москва сгорела, и людям нужно было где-то находиться. И жильцы ближайших к храму улиц несколько лет жили здесь, пока строились их дома. Это было нормально, все-таки церковь: здесь тепло, хорошо, дождь не капает. Но, конечно, после этого храм нужно было реставрировать, поэтому расширили трапезную, построили большую колокольню и по благословлению митрополита Филарета (Дроздова) стали обновлять интерьер. Сделали это художник Малахов со своими помощниками и ближайшее окружение П. М Третьякова, который также был связан с А. А. Ивановым, И. Н.Крамским и другими великими художниками, общавшимися в то время с Павлом Михайловичем и, видимо, оказавшими влияние на этот храм.

В то время церковь святителя Николая в Толмачах была центральным храмом культурной жизни Москвы. Здесь были очень хорошие священники, к ним тянулись люди. Храм посещали такие люди как П. И. Чайковский (он был дальним родственником Третьякова), А. И. Зилоти, в доме напротив жили братья Глазуновы, и это тоже был их приходской храм. И это не говоря еще о художниках. Поэтому в церкви мы видим, что лики тех или иных росписей повторяют картины, которые находятся в галерее, в частности, работу А. А. Иванова «Явление Христа народу». Некоторые персонажи изображаются на храмовых фресках. Это удивительно, но так галерея пришла в храм, а храм пришел в галерею.

Восстановление всего этого интерьера было очень сложным. Утраты были, повторяю, процентов на шестьдесят-семьдесят, не меньше. Предлагали даже полностью забелить храм, чтобы были белые стены. Но затем, милостью Божией, у частных инвесторов нашлись средства. Один из них венчался здесь и, оказавшись в церкви, пришел в ужас, и говорит: «Неужели храм в таком виде?» Я говорю: «Вот так. Пока что так». Тогда он (его имя Евгений) дал средства, и благодаря его усилиям, его светлой душе и сердцу, храм приобрел тот вид, который мы сегодня видим. Все фрагменты, которые были утеряны, восстановлены по фотографиям, рисункам, памяти, и храм предстал таким, как его видел Павел Михайлович Третьяков, как его задумал митрополит московский Филарет, как его видели жители Москвы до закрытия в 1929 году.

– В храме можно увидеть древний чудотворный Дмитровский крест и другой, не такой древний, но сделанный одним топором из цельного куска дерева и по воле Божией оказавшийся в храме в Страстную седмицу, когда здесь была большая нужда в Распятии.

Также в храме пребывают чтимые старинные иконы Пресвятой Богородицы: например, Иверская и Казанская. Хранится здесь и величайшая святыня православного мира – Владимирская икона Божией Матери.

А в преддверии дня Святой Троицы сюда в течение многих лет ежегодно приносят из Третьяковской галереи написанный преподобным Андреем Рублевым образ Святой Троицы. Этот образ пребывает в храме с вечера пятницы, когда служат вечерню и утреню под Родительскую субботу, до дня сошествия Святого Духа. Весь год, за исключением этих дней, икона хранится в зале Государственной Третьяковской галереи.

Священник Алексий Лымарев, клирик храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее:

– В залах Третьяковской галереи люди могут каждый день, кроме выходного дня, подойти и помолиться перед этой святыней. И работники музея очень лояльно и добродушно относятся к этому, потому что в большинстве своем они тоже приходят в наш храм помолиться, поэтому залы Третьяковской галерии со всеми святынями открыты для того, чтобы люди могли приходить не только созерцать, смотреть, но также молиться.

– Однако люди стремятся приехать увидеть икону и поклониться ей именно в те дни, когда она пребывает в храме.

Татьяна Викторовна Коваль, жительница Москвы:

– Я специально приехала, потому что такой день, и это надо видеть... Та сила, и та красота, и то совершенно невероятное ощущение, которое испытываешь, когда стоишь перед таким памятником, – это особая вещь.

Ирина Николаевна Мешкова, жительница Москвы:

– Я прихожанка не этого храма, но так сложилось, что уже в течение нескольких лет я прихожу сюда, именно к этой иконе, именно в день Святого Духа, чтобы поклониться иконе Святой Троицы. Я знаю, что она всегда находится в Третьяковской галерее и можно каждый день туда прийти, но это другое ощущение.

Игорь Павлович Смирнов, житель Москвы:

– Я пришел сюда, чтобы увидеть Пресвятую Животворящую Троицу Андрея Рублева. Это одна из небольших возможностей, когда можно увидеть ее в храме, а не в музее.

– После обеда в день Святого Духа икону возвращают в зал, на основную экспозицию.

Круглый год в храме находятся другие иконы.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Святыней, наверное, можно назвать каждую икону, которая находится в этом храме. Но есть те, которые связаны с жизнью нашего музея непосредственно – это икона «Благодатное Небо». Она была написана в начале XVIII века, как свидетельствует надпись Алексея Квашнина и сотоварищей, но попала она к нам необыкновенным образом – по завещанию. Это дарение членов семьи Александра Дмитриевича Корина. Мы с вами знаем, что частью Третьяковской галереи является дом-музей Павла Дмитриевича Корина, его брата Александра Дмитриевича Корина. Их наследники десятилетиями работали в Третьяковской галерее и, в частности, в нашем отделе. И наследники Корина передали в Третьяковскую галерею икону «Благодатное Небо», которая когда-то была специально выкуплена их предками, потому что она была очень чтимая.

Также в нашем собрании находится икона «Утоли моя печали» в окружении рам с изображениями Богоматери, тоже очень почитаемая, поскольку она была написана на средства Е. Л. Демидовой, которая потратила огромные деньги на украшение и строительство этого храма. Каждая из этих икон несет в себе и историю отечества, и историю образа, и историю, связанную с художественной, музейной, хранительской и православной христианской жизнью Третьяковской галереи.

В нашем храме-музее есть специальное место, отмеченное памятной доской, – место, где стоял Павел Михайлович Третьяков, который, по воспоминаниям, был чрезвычайно скромным, сдержанным, аскетичным в быту человеком. Он собирал иконы для себя лично и только потом отдал их Третьяковской галерее. Его место было ровно напротив иконы святителя Николая в житии (то есть в клеймах этой иконы изображены сцены из жизни святого от его рождества до успения). Это образ XVII столетия.

Наш храм первоначально был освящен в честь сошествия Святого Духа, о чем свидетельствует храмовая икона. Впоследствии он получил название по одному из приделов (у нас два придела – Покровский и Никольский), и для нас одним из главных образов, конечно, является, икона святителя Николая.

Протоиерей Николай Соколов:

– Весь храм пронизан благодатью Божией. Когда ты приходишь сюда, попадаешь не просто в действующий храм и не просто в храм-музей, а вступаешь в некое сакральное пространство, которое требует от тебя изменения души. Потому что, когда входишь сюда недостойным, чувствуешь, что ты чужой, хоть ты, может быть, очень много знаешь, надел на себя красивые одежды, но если у тебя сердце нечистое, если у тебя мысли нехорошие, то тут трудно находиться. А если здесь все хорошо – у тебя в сердце будет хорошо. Поэтому человек, приходящий сюда, уходит преображенный – я это видел неоднократно. Часто приходят люди нервные, озлобленные, раздраженные, побудут здесь некоторое время, и уходят совершенно другими, и, может быть, иногда становятся прихожанами храма. У нас нет постоянных прихожан. Храм работает, служат здесь ежедневно, но возле этого места нет жителей. Ко мне приходят жители со всех сторон Москвы, поэтому у каждого есть свой храм. Сюда, пожалуй, приходят люди даже из чужих городов, весей: раз в жизни придут, удивятся, восхитятся тому, что увидят, и на этом все заканчивается. Но некоторые возвращаются еще и еще.

– Мы завершили наш рассказ о храме святителя Николая в Толмачах.

 

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 07 октября: 16:05
  • Понедельник, 09 октября: 03:00
  • Вторник, 10 октября: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Мы продолжаем серию выпусков с временной экспозиции «Святые жены», работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Куратор выставки Надежда Викторовна Герасименко рассказывает о различных, в том числе чрезвычайно редких иконописных образах святых жен. Среди уникальных произведений можно увидеть и икону великомученика Евстафия Плакиды, жены его мученицы Феопистии и чад их мучеников Агапия и Феописта, чью память Церковь чтит на этой неделе.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать