Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Действительно, наш Север удивителен. Так случилось, что, с одной стороны, Ближний Восток вместе с Византией и Малой Азией стали местом подвига. Но это и пустыни Палестины и Египта, и, конечно, греческий Олимп, что при тяжелых жизненных условиях (пустыни, зной, дикие звери, отсутствие нормальных бытовых условий) для монахов стали местом великого подвига. Велика, конечно, и Троице-Сергиева лавра, велика Киево-Печерская лавра, никто их не умаляет, но местом сугубого подвига стал Крайний Север, в том числе Валаам, на Белом море – Соловецкий монастырь, Коневский монастырь. Можно вспомнить и Кирилло-Белозерский на Вологде, и другие монастыри Севера. Действительно, это Русская Фиваида. Фиваида – это место как раз ближневосточных подвигов, монастырей, где проживало до десяти и более тысяч монахов.
Соловецкий монастырь был основан в очень суровых климатических условиях. Белое море – это достаточно лютые зимние ветра, морозы, короткое (может быть, и неплохое) и скорее всего дождливое лето. В этих условиях была построена не только огромная крепость; помимо монастыря, скитов созданы очень серьезные хозяйственные структуры; даже огороды. Сельскохозяйственные труды на Валааме просто поражали современников, которые приезжали туда и удивлялись, как могли здесь выращивать и арбузы, и дыни, и яблоки, и груши, и другие фрукты и овощи в условиях Крайнего Севера. Конечно, там были свои хитрости: через корни деревьев проводили, например, трубы с горячей водой, чтобы зимой они не замерзли, и многое-многое другое. Это было сделано с молитвой тысячами рук тех монахов и послушников, трудников, которые проживали на Соловках.
Соловецкий монастырь еще в те давние времена стал местом ссылок для очень многих знаменитых людей княжеского и дворянского рода. Соловецкий монастырь, к сожалению, стал местом ссылок тысяч православных монахов, священников, епископов, ученых, замечательных людей своего времени, которые составляли, можно сказать, сливки того общества по всем направлениям. В том числе, как я уже сказал, это священнослужители. Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН всегда останется огромной болью в сердцах всех русских неравнодушных людей, знающих и любящих историю. И мы никогда не должны перешагнуть ту грань, которую перешагнули в революцию, гражданскую войну, при попытке отделить «правильных» от «неправильных», по мнению тогдашней советской власти. И под «неправильных» попадали миллионы русских людей, наших соотечественников, или людей разных национальностей и разного вероисповедания в нашей стране.
Сегодня Соловецкий монастырь снова возрождается. Мы несколько лет назад с паломнической группой Ставропольской епархии были на Соловках. Получилось так, что когда ехали из Санкт-Петербурга (да и к Санкт-Петербургу), шли бесконечные дожди на Севере. А утром, когда отправлялись из Кеми на небольшом кораблике на Соловки (это был воскресный день) – было удивительное солнце и тишь. Удивительно! И мы были на воскресной Божественной литургии, все паломники причащались. Потом – экскурсия по монастырю, крестный ход вокруг монастыря, как принято по соловецкой традиции в воскресный день.
Но Соловецкий монастырь оставил, конечно, и некоторое тягостное впечатление, когда мы были в музее, когда вспоминали все тяжелые события XX столетия. В то же время было впечатление, что все равно Бог победил. Об этом неоднократно я говорю в эти тяжелые юбилейные годы столетия революции и гражданской войны – все равно Бог победил. Там снова обитель, снова сотни монашествующих, совершается ежедневная молитва, там огромное количество паломников со всех мест России и зарубежья. И чудный храм, в котором мы были у мощей преподобных, и замечательное богослужение. Конечно, еще раз скажу, вновь и вновь мысль посещает каждого, кто бывает там: нужно сделать все, чтобы Россия развивалась; чтобы никогда в России некоторые ее сыны (грешные сыны) не смогли бы увидеть в других сынах врагов и не стали их преследовать.
В этом году Господь снова сподобил меня с паломниками Ставропольской епархии побывать на Валааме, в Санкт-Петербурге, Кронштадте и в монастыре на острове Коневец. Действительно, это удивительная поездка, тоже стояли прекрасные летние дни. Мы были у матушки Ксении Петербургской, служили молебен на Смоленском кладбище, были у Иоанна Кронштадтского, в монастыре на Карповке, где он похоронен, и в крипте нижней части храма (место захоронения) служили также молебен, рассматривали его личные вещи (небольшой музей находится прямо при этом храмике). Также были в великом Исаакиевском соборе и в других интереснейших местах.
Кронштадт для нас, верующих людей, знаменит по памяти о великом подвижнике, отце Иоанне Кронштадтском. Правда, сейчас Андреевский собор, в котором он служил, еще не построен. Камень в основании будущего собора уже как бы стоит, есть и проект, и некие согласования с городскими властями, есть оргкомитет по строительству. Надеемся, что собор все-таки будет построен.
Мы были в квартире отца Иоанна. Там, насколько возможно, воссозданный интерьер, личная мебель, которую смогли найти, некоторые личные вещи, портреты, иконы. С балкончика он выходил, благословлял народ и выслушивал просьбы народа, который собирался у квартиры или сопровождал его всегда (не только сотни, но тысячи людей), и он успевал раздавать тысячи рублей при этом. Как он исповедовал, описывают современники: он не мог каждого исповедовать отдельно, разве что когда к нему приходили на личную беседу. Он называл грехи, а люди выкрикивали свои грехи, и он читал разрешительную молитву, потому что за огромным стечением людей он был не в состоянии каждого исповедовать. Это было просто невероятное всенародное покаяние людей, которые приходили к отцу Иоанну.
Конечно, мы посетили дом призрения, где он собирал нищих и убогих, сам лично туда ходил. Там было местечко (это же был портовый город), где находились не только нищие, но и преступники, мошенники, люди, опустившиеся во всех отношениях. Он вытаскивал особенно детей из этого страшного места и пытался дать им работу, обучение, дать им жизнь.
Затем мы были в Морском Никольском соборе города Кронштадта, который недавно возрожден трудами Святейшего Патриарха, Министерства обороны, трудами Светланы Медведевой, насколько мы знаем. Конечно, это невероятное величие. Это копия Софийского собора в Константинополе, лишь на несколько метров он ниже. Как говорят, архитектор не дерзнул превысить размеры Константинопольской Софии, хотя там сейчас, к сожалению, музей и мечеть, но все-таки здание сохранилось.
Конечно, это величие нашего храмостроительства, это величие нашего Военно-морского флота, это главный храм Военно-морского флота России. Недавно мы вспоминали четырнадцать погибших военных моряков (Царство им Небесное!), как раз в этом соборе митрополит Варсонофий Санкт-Петербургский совершал их отпевание и поминовение поименно. Там проходят парады военных моряков, там вручают морякам погоны, когда они оканчивают военно-морские училища, там проходят другие мероприятия. Удивительный памятник стоит на площади.
Я видел фотографию, когда очень много (может быть, тысяча) моряков в одинаковой форме стоят в храме, и это что-то удивительное – море белых рубашек с воротниками; моряки стоят, держа в руках фуражки, на молитве в Морском соборе. Старший священник этого собора, архимандрит Алексий, является военным священником всех верующих моряков, а также заместителем председателя Синодального отдела нашей Церкви по Вооруженным силам. Он нас принимал, мы служили тоже молебен, потом поднялись на хоры, пели песнопения. Конечно, удивительный Кронштадт, и понимаешь размах не только Русской Православной Церкви, а размах нашей страны, Вооруженных сил, пребывая в Кронштадте, Санкт-Петербурге и слушая рассказы о том, как это было воссоздано Петром и его последователями, императорами, военными, русскими людьми на северных рубежах нашей страны.
Записала Светлана Тодосейчук
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!