Читаем Псалтирь. Псалом 64

4 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры, продолжаем изучать Псалтирь. Сегодня будем говорить о 64-м псалме. Он имеет надписание: в конец, псалом песни Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити, 64, и пророчествует о выходе еврейского народа из Вавилонского пленения. В нем есть стихи, которые говорят о благодарении псалмопевца Давида Господу за то, что во время засухи Он послал дождь. Этот псалом входит в чинопоследование нашей Церкви, когда мы молимся во время засухи, чтобы Господь послал дождь.

Псалом имеет и возвышенный смысл: он говорит и о Христе Спасителе, и о Церкви Христовой, о ее значимости, и о том, как Господь украсил нашу землю Своею проповедью, ведь без Христова учения, может быть, уже и не было бы жизни на земле. Только Церковь Христова приобщает человека к вечности и дает благородство нашей земле.

«Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме». Почему псалмопевец Давид говорит от лица еврейского народа, который находится в Вавилонском пленении: Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, то есть: «Мы не хотим славословить Тебя, Господи, в плену у чужого народа и на чужой земле»? А подлинное славословие Бога происходит только в Сионе, и настоящая молитва воздается Богу только в Иерусалиме, где есть Соломонов храм. Но Сионом и Иерусалимом называется и Горний Иерусалим, где есть истинное славословие. Мы знаем, что есть Церковь Небесная и есть Церковь земная. Святые отцы говорят, что и истинная молитва, и славословие Бога есть в Церкви Христовой. И если мы хотим пребывать в обилии богатства благодати и правды Божией, то должны славословить Господа в храме Божием, в Церкви Христовой, ведь в Церкви Христовой присутствует Сам Христос: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

«Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет». Народ, находясь в Вавилонском пленении, просит: «Господи, услыши молитву нашу, сотвори чудо, и тогда к Тебе всяка плоть придет», то есть придут народы. Действительно, когда Христос пришел на землю и просветил словом истины через святых апостолов, то ко Христу и в Церковь Христову пришли многие и многие народы.

«Словеса беззаконник премогоша нас, и нечестия наша Ты очистиши». Они находились в Вавилонском пленении. Беззаконными назывались те, кто не исповедал истинную веру, кто жил вне Закона, данного Господом Моисею на горе Синайской. Поэтому народ языческий и назывался народом беззаконным: живущим вне Закона. И они уже не могли терпеть то положение, в котором находились не по труду своему, а потому что смеялись над ними и говорили: «Где Бог ваш?». И они не могли среди этого народа славословить Господа, для них это было горестью и печалью. Славословить Господа можно было только в Иерусалиме, поэтому они просят: «Господи, и нечестия наша Ты очистиши». Это как бы покаяние самого народа, который осознал, что за нечестие, за ту неправду, что они сотворили, за измену Богу они наказаны. И здесь как бы исповедь их: и нечестия наша Ты очистиши – они осознают свое нечестие и просят, чтобы Господь простил их и вернул назад из Вавилонского плена.

«Блажен, eгоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. Исполнимся во благих дому Твоего, свят храм Твой». Они говорят, что счастлив тот, кого Господь избрали приял. Кого Господь избрал? Он избрал этот малый народ, хранящий истинную веру и истинное богопочитание. «Вселится во дворех Твоих». В каких дворех? То есть народ, который имеет богопочитание, может вернуться в Иерусалим и будет счастлив, ведь исполнился во благих дому Твоего, свят храм Твой (Соломонов храм). Они говорят, они ждут этого. И когда они вернутся, они будут самыми счастливыми людьми, и они имеют право на это, потому что они сохранили богопочитание. Блаженным мы можем назвать и тот народ, который принял Христа и вселился во дворех Твоих, то есть вселился в храмах Божиих, и находится во благих дому Твоего, свят храм Твой, то есть который находится в благодати, что Господь дает. Свят и тот человек, кто живет добродетельной жизнью, и того Господь примет в свои вечные обители. «У Отца Моего, – говорит Господь, – обителей много». Поэтому каждый, кто живет добродетельной жизнью, счастлив – его избрал и приял Господь, и его же Он вселит в вечные обители Отца Небесного.

«Дивен в правде, услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече». Дивен в правде Господь. Господь Своею правдою хочет всем спасения. Услыши ны, Боже, Спасителю наш – услыши нас, Господи, упование всех концей земли, то есть всех народов, живущих на краю земли, и сущих в мори далече – и тех, кто живет на островах: островов в море очень много, и эти люди не отвержены Богом: одни живут в неправде, другие – в незнании, но Христос пришел для всех.

Господь дал возможность апостолам пойти во все концы земли и проповедовать слово Божественной истины, и этой огромной и могущей силою Господь просветил народ: не человек совершал это, но человеческими руками Господь просвещает многие и многие народы. Господь поможет и израильскому народу выйти из Вавилонского плена: сила Господня не ограничена, и возможности Господа не могут быть исчислены, Господь обладает огромной силой. И дальше псалмопевец Давид говорит об этом очень красиво:

«Уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою». Господь поставил горы – и они крепко стоят, никакой ветер не может их сместить с места, ведь Господь препоясан силою. Конечно, здесь идут некие человеческие сравнения – у Бога нет пояса; но тот, кто имеет пояс, уже обладает силою, он не может сорвать себе спину, он может напрячь все свои внутренние и внешние силы и победить врага, и поднять огромный груз, огромный вес, и это не повредит ему. Вот почему многие борцы, штангисты всегда надевают пояс. Так же и каждый работник обязательно препоясывал себя, тем самым поддерживал спину, и у него была возможность напрячь все внутреннее свое, чтобы вся сила принесла пользу.

«Смущаяй глубину морскую, шуму волн eго кто постоит? Смятутся языцы». Что такое «смущаяй глубину морскую»? Волнение моря. Представляете, Господь ветром Своим поднимает толщи воды, поднимает песок со дна моря и гонит его к берегу, волны шумят, волнуются. Действительно, кто может устоять против силы, что имеет Господь? Потому и смятутся языцы – Господь даст силу и возможность выйти израильскому народу из Вавилонского плена, без Бога это просто невозможно.

«И убоятся живущии в концах от знамений Твоих: исходы утра и вечера украсиши». Действительно, все увидят силу и могущество Самого Господа и убоятся, будут радоваться и утром, и вечером, уйдя от Вавилонского плена. Здесь, конечно, говорится и о христианах, которые будут радоваться утром и вечером, совершая богослужения Воскресшему Господу. Здесь можно говорить и об апостолах, которые прошли по всей земле, проповедуя слово Божественной истины – и в море далече, и на островах, дошли до концов земли, проповедуя о Христе Спасителе. И все увидели силу Божию: всякая проповедь апостолов подтверждалась чудесами, и в чудесах видели, насколько сильны апостолы именем Господа нашего Иисуса Христа, насколько Господь силен. И они убоялись, увидев знамения Самого Бога, что слова апостольские подтверждаются той силой, которую Господь им дал. Они приняли христианство, и это для них было радостью. «Исходы утра и вечера украсиши» – здесь, святые отцы говорят, исходы утра, то есть восход, где зарождается день и начинается утро – это восток, восточные страны, западные страны – где совершается закат и наступает ночь, поэтому от востока до запада будут принимать христианство и приняли христианство, и эти народы были украшены христианской верой.

«Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю». Мы с вами говорили, что псалмопевец Давид написал этот псалом в благодарение Богу за то, что во время бездождья был послан дождь, во время засухи орошена земля. Естественно, псалмопевец Давид воздает благодарение Богу: посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю. Мы знаем, что без дождя в жарких странах, да и у нас, когда засуха, не бывает урожая, и земля выглядит бедной, неукрашенной. После дождя начинает произрастать всякая трава, земля украшается зеленью и обогащается плодами от произрастающих деревьев, трав и так далее.

«Река Божия наполнися вод». Какая река Божия наполнися вод? Конечно же, Иордан наполнился водою. Иордан является рекой Божией – Сам Господь крестился в водах Иордана и очистил ее.

«Уготовал еси пищу им, яко тако [есть] уготование». Здесь говорится еще о возвращении израильского народа из Вавилонского пленения. И земля, которая была опустошена, ничего не давала, будет орошена Господом дождем – Господь пошлет дождь, и тогда она даст много плодов и пищу народу, который вернется из Вавилонского пленения, и река Божия наполнится вод.

Здесь также пророчествуется и о христианских временах: землю напоил Господь. Чем напоил? Конечно же, Своим учением. Рекой Божией можно называть Самого Господа, Который наполнил землю словом уст Своих, и это стало пищей для душ людей, которые приняли христианство и стали жить христианской жизнью.

«Бразды ея упой, умножи жита ея, в каплях ея возвеселится возсияющи». Когда вода попадает в бразды, то умножаются жита ея, то есть все начинает расти. И роса является веселием – она тоже дает жизнь всякой растительности: и росою напояется всякая жита. Также браздами считается сердце человеческое, которое напояется словом Божиим. Капли и вода – это все слово Божие, которое наполняет человека и делает его сытым: не единым хлебом, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих, будет сыт человек.

«Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука». Господь благословит венец лета благости Твоея. Венец – это всегда завершение, красота: венец на молодых, венец на царской особе является украшением. Значит, Господь благословит красивым годом (лето – это год) благости Божией: когда вернется народ из Вавилонского пленения, то Господь пошлет ему благословенный год, и поля исполнятся тука – будут наполнены всяким богатством, изобильным урожаем. Для христиан Псалтирь христологична, и псалмопевец Давид здесь еще пророчествует о Христе Спасителе. Когда земля будет благословенна? Когда Господь вышел на проповедь и проповедовал слово Божественной истины, - тогда народ исполнился богатства. Но какого богатства? Конечно же, богатства духовного.

«Разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся». Будет украшена пустыня. Чем украшается пустыня? Однозначно, пустыня украшается зеленью, и когда идут обильные дожди, пустыня действительно становится красивой. И радостию холми препояшутся – какой радостью они могут препоясаться? Они тоже будут изобильно украшены травою, всякой зеленью, которая будет произрастать на них. Конечно, будет плодоносие пастбищ, лугов. Холмы украсятся цветами, деревьями – вернется жизнь в окрестности Иерусалима, когда народ Божий вернется из Вавилонского пленения. В нашем понимании, здесь говорится о человеке: он будет украшен всякой добродетелью, и эти добродетели будут являть красоту его души.

«Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют». Если прошел дождь, если земля зазеленела, если и холмы, и пустыни превратились в луга, то одеяшася овни овчии, то есть и пастбища готовы для стад овец, козлов и коров. Конечно, они обогатятся и шерстью, и продуктами питания, и долины будут рождать пшеницу. Тогда весь народ воззовет к Богу и воспоет Его.

Вот такое прекрасное пророчество о возвращении израильского народа из Вавилонского пленения, и в то же время благодарность псалмопевца Давида за то, что Господь послал дождь: если бы не было дождя, то земля ничего бы не родила. У нас на Руси говорили такую пословицу: «Если Господь пошлет вовремя два дождя, то и агроном на селе не нужен» – тогда не нужно ничего сочинять, придумывать, все само буде расти: Господь дает благословение. А если Господь не благословит землю, то она не даст плода. А благословение Божие – видимое: если светит солнце, если лето теплое, если идет вовремя дождь, то земля начинает плодоносить, луга наполняются травою, скот сыт, и тогда у народа есть все самое необходимое. У нас есть много лишнего, а самое необходимое – то, что дает жизнь и поддерживает человека. А что поддерживает? Когда холодно, он должен иметь тепло, одежду, а чтобы у него были силы, ему необходимы продукты питания. В этом и заключается жизнь: без многого, что имеет сегодняшняя цивилизация, можно прожить, но не прожить без необходимого, – за что и благодарит псалмопевец Давид Господа.

А в христианском отношении Господь все даст земле: даст и пастырей, даст и народ, даст и возможность народу приобщиться через пастырей к Церкви Христовой, к Самому Господу и к вечному спасению. То есть богатство человека должно быть не только земное, но и духовное. К духовному богатству человек должен стремиться, тогда будут полнота, совершенство, и тогда жизнь будет удовлетворять человека, радовать. К этому и призывает нас псалмопевец Давид.

С одной стороны, мы видим как бы внешнюю сторону псалма, историчность событий, которые описывает и о которых пророчествует псалмопевец Давид. Но в то же время закладывается и глубочайший духовный смысл, о котором мы тоже всегда должны говорить. Святые отцы считают, что историчность псалмов – это великое дело, но возвышенное – это когда мы говорим о вещах духовных. То есть обязательно открывается не только буквальное, но еще и таинственное. А таинственное заключается в том, что Господь орошает землю не только дождем, но и Своим словом, которое помогает вырасти нашей душе и питает нашу душу Своим Телом и Своею Божественною Кровью.

Дорогие братья и сестры, благодарю всех за беседу. Призываю на всех вас Божие благословение, и до новых встреч! Храни вас всех Господь!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать