Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1.18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
1.19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
1.20. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
1.21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
1.22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
1.23. се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
1.24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
1.25. и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
(Мф. 1, 18–25)
Сегодня, в пятницу перед Рождеством Христовым, литургия не совершается. На часах же читаются четыре евангельских зачала. Во время первого часа, для нашего назидания, Святая Церковь предлагает отрывок из Евангелия от Матфея.
Повествование о Рождестве Иисуса Христа мы встречаем только у двух евангелистов – Матфея и Луки. И если последний рассказывает нам о взволнованной Деве, которая готовится стать Матерью Христа – Сына Божьего, то евангелист Матфей описывает рассудительного Иосифа, обнаружившего беременность своей невесты.
Иными словами, историю Рождения Иисуса Христа Лука передает глазами Матери Божией, а Матфей – глазами Иосифа Обручника. Но есть то, что объединяет оба эти рассказа: явление ангела Божия, который говорит Иосифу то же, что архангел Гавриил Марии: «Не бойся»!
Блаженный Феофилакт, рассуждая о значении слов ангела, указывает на возможность понимать их двояко: или «что Иосиф боялся принять Марию, чтобы не оскорбить Бога тем, что он покровительствует прелюбодеице. Или иначе: “не бойся”, то есть бойся прикоснуться к ней, как зачавшей от Духа Святого, но “не бойся принять”, то есть поселить в своем доме».
По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1, 18–19). В этих словах евангелист описывает типичные для иудеев традиции бракосочетания, состоявшие из трех основных этапов.
Во-первых, сватовство. Нередко молодые даже не встречались друг с другом, обо все договаривались родители или назначенные сваты. Брак считали очень серьезным делом, чтобы руководствоваться какими-либо чувствами.
Во-вторых, обручение. Нередко только на обручении и происходило знакомство молодых. В этот момент они могли разорвать договоренность сватов, но если обручение состоялось, то молодые уже считались в обществе мужем и женой, хотя и не жили вместе до последнего этапа – свадьбы.
И так как Дева Мария и Иосиф были уже обручены, то, видя беременность своей невесты, Иосиф и решается, по своей праведности, «отпустить» Марию, то есть дать ей разводное письмо. Это был единственный способ расторгнуть обручение.
Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 20–21).
Евфимий Зигабен, пишет: «Почему ангел не сказал Иосифу о бессеменном зачатии прежде, чем стало явно, что Мария имеет во чреве? Потому что он мог бы не поверить по причине необычайности дела; но когда оно уже было очевидно, – открывает и легче убеждает. Почему Дева не открыла Иосифу, так как Она прежде была извещена Гавриилом? Потому что знала, что не убедит, а скорее огорчит, как бы стараясь скрыть вину. Кроме того, почему Самой Деве ангел открыл о зачатии от Духа Святого до того, как явно было, что Она имеет во чреве? Потому что, если бы Она не знала этого заранее, то могла бы находиться в смущении и страхе… Посему Деве Ангел возвестил прежде зачатия, а Иосифу во время рождения».
Евангелист Матфей, передавая слова ангела святому Иосифу, указывает и на имя будущего Богомладенца – Иисус. И сразу же поясняет: ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21).
Имя Иисус, по-еврейски – Иешуа, переводится как «Бог спасает». Это было распространенное имя среди евреев. Так называли детей в честь Иисуса Навина, который после смерти пророка Моисея ввел свой народ в землю обетованную.
Евангелист указывает на Христа как на нового Иисуса, который не просто выведет Свой народ из рабства вавилонского, египетского или римского, а избавит от рабства греха. Это имя станет символом и явным указанием Бога на то, что Он никогда не оставлял и не оставит Свой народ, являя всю полноту безграничной любви и милости, в который мы, дорогие братья и сестры, так нуждаемся.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 15 мая 2024 года
Божественная литургия 14 мая 2024 года
Житие и труды составителей Литургий. Третья огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Житие и труды составителей Литургий. Вторая огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Попранная справедливость». Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!