Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 7, с 37 по 52 стих; глава 8, 12 стих.
37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43. Итак произошла о Нем распря в народе.
44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
8: 12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
(Ин. VII, 37-52; VIII, 12)
Господь возглашает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Вспомним Евангелие от Матфея, 5-ю главу: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся», испытывающие жажду святости, жажду Бога, истины и настоящей жизни. Жаждут выйти из существования в ссылке, в которой все мы пребываем, к истинной, божественной жизни. О таких людях Господь и говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей, и напьется тот и все найдет во Мне». Христос является источником жизни для всех нас, источником правды, истины, силы, всего, что на самом деле нужно человеку.
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него /.../». Во Христе мы получаем возможность принять благодать Духа Святого своим духом, который находится в нашем духовном сердце; здесь оно называется чревом, что указывает на внутреннее состояние человека. Именно там, внутри человека, происходит самое главное - доброе и злое. Как говорит Господь, от избытка сердца говорят уста - и плохое, и хорошее. «Царство Божие внутри вас есть» - Господь целенаправленно и четко указывает человеку, куда должно быть направлено его внимание: не вовне, а внутрь себя. Встреча с Богом происходит внутри человека. Бог есть Дух, и у человека есть дух - человек существо духовное. Именно духовное единение доступно человеку во Христе, а без Него невозможно. Возможность жить настоящей духовной жизнью мы получаем именно в Таинстве Крещения.
Здесь нам открывается, что крещение возможно для человека, когда у него есть жажда быть со Христом. Если жажды нет, тогда и жизни нет. Если рассмотреть это буквально, можно представить человека перед столом, полным яств, который не хочет ни есть, ни пить и равнодушно смотрит на все это, потому что он наполнен. Жажда - это когда ты чувствуешь в себе недостаток, опустошенность, причем такую, что жить с этим невозможно. Как человек, который идет по пустыне и ни о чем другом, кроме глотка воды, думать не может, так и здесь: когда у человека есть жажда Богообщения, тогда он придет ко Христу и будет пить. Тогда в нем откроется источник рек воды живой, не в нем самом, но Бог придет в его сердце. Как говорил Господь: «Приду с Отцом, обитель в человеке сотворим».
Но «еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен». Господь умирает, воскресает и через сорок дней возносится, приводя человеческую природу к божественному достоинству, после этого людям становится доступна благодать Божия. Не потому что до этого Бог скрывал ее, но человеческая природа была еще неспособна принять Божественную благодать. В ветхозаветные времена были отдельные проявления благодати, так же и в апостолах, которые исцеляли болезни и прогоняли бесов. Чем как ни благодатью может быть вера в человеке. Но все это были единичные проявления, зачастую поверхностные, не способные переменить человека. Господь говорил, что Царство Божие подобно тому, как если женщина положила закваску и все это скисло в три меры муки. Святые отцы толкуют, что под тремя мерами имеются в виду дух, душа и тело, то есть весь состав человека. Закваской является благодать Божия, которая приходя в человека, заквашивает, меняет его природу: человек приходит из падшего состояния в нормальное, естественное и может прийти в состояние обожения. Все это происходит после того, как Дух Святой нисходит на апостолов после воскресения и вознесения Христа.
«Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк». Слова, возвышенные, сильные и очень твердые, не могли не касаться сердец людей. Одни говорили, что это именно Тот пророк, о Котором говорил Моисей, или подобный кому-то из ветхозаветных пророков, то есть истинный служитель Божий. Кто-то из более чувствительных людей говорил, что это Христос, как это свидетельствовали и Его ученики.
«А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?» Видимо, фарисеи и подобные им начинают вспоминать: ведь Он галилеянин, из Назарета, а написано, что Христос должен родиться в Вифлееме. Когда мы читаем это сейчас, возникает вопрос: неужели сложно было спросить, где родился Иисус. Его детство прошло в Назарете, но свидетель того, где произошло Его рождение, всегда находился рядом: Пречистая Матерь могла точно сказать, когда и как это было. Тогда по повелению кесаря Августа проводилась перепись по всей Римской империи, и Она с Иосифом была вынуждена в те зимние, холодные дни прийти в Вифлеем, где и произошло рождение Спасителя мира.
Однако мы видим, что у врагов Христовых не было этого интереса, главное для них было остаться при своем мнении. Одним из таких средств и было выбрано мнение: ведь Он галилеянин, значит точно не Христос. Сказано было, что в Вифлееме родится величайший пророк, и находились те, кто оправдывали этим свое неверие; хотя чувствовали, что Христос говорит правду, но не желали этого принимать.
«Итак произошла о Нем распря в народе». Эта распря происходит по сей день и будет идти до конца времен. Одни принимают слова Христовы, соглашаются с ними, и в итоге из их чрева текут реки воды живой, они становятся святыми богоносцами. Другие остаются при таком мнении: все это как-то непонятно, сомнительно, яви нам чудо, покажи знамение - до последнего стараются вилять, лишь бы не согласиться.
Далее служители приходят к первосвященникам, фарисеям, а те укоряют их: почему вы не привели Его, почему никто не возложил на Него рук и не взял в плен. Но даже слуги отвечают, что никто еще не говорил так, как Этот Человек, не было еще такого - пойдите и послушайте. Но это не нужно врагам Христовым, они не желают даже слушать, потому что не намерены разбираться, но хотят остаться при своем мнении. Иосиф Аримафейский и их собрат Никодим были учениками Христа , но раз другие начальники и первосвященники не поверили, это становится для них мерилом праведности. «Всяк человек есть ложь», - говорил пророк Давид.
Поверивший народ для фарисеев - необразованная и невоспитанная чернь, невежды, проклятые, которых не стоит и слушать. Они всех осудили, лишь себя считая хорошими, а раз хорошие, следовательно и верить ни в кого не будем.
Никодим пытался возвысить свой голос: «Ведь наш закон говорит, что надо встретиться с человеком, спросить, о чем он говорит». Но враги Христовы в своем большинстве не желали встречаться с Ним, заявляя, что Он точно лжец и грешник. Как после исцеления слепорожденного, фарисеи заставляют его свидетельствовать, что исцеливший его грешен, потому что сделал это в субботу. Рассуждают они так: мы не видели Того, Кто тебя исцелил, не знаем, откуда у Него такая сила, но точно знаем, что Он грешник, потому что мы так считаем. Слепорожденный ответил очень четко: «Я не знаю о каких-то Его проступках, но точно знаю, что грешников Бог не слушает, а лишь того, кто чтит волю Его». Однако такие факты врагам истины не нужны, а ложь всегда многоликая и пытается прятаться сама за себя.
«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Можем задать себе вопрос: что значит ходить за Христом, что значит следовать за Ним. Следовать можно лишь за тем, с кем у тебя есть общие интересы, с кем ты заодно и вместе. Мы будем тогда пребывать в Божием свете, когда у нас с Господом будут одни интересы и когда воля будет схожая. Тогда мы не будем ходить во тьме, но будем иметь свет жизни.
Священник Анатолий Куликов
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!