Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 20, ст. 17 - 28
17. И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
18. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
19. и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
20. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
22. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
23. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
25. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26. но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27. и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
(Мф. 20, 17-28)
Господь уже в третий раз предупреждает Своих учеников о том, что идет навстречу страданиям. Но здесь совершается странный и, может быть, даже неуместный диалог. Мать сыновей Зеведеевых (Иакова и Иоанна) подходит ко Христу и говорит, что хочет, чтобы ее сыновья в Царствии сели один по правую, другой по левую сторону от Него. Этот вопрос, конечно, мог поразить и вызвать у других учеников возмущение: почему, какое она имеет право, ведь все мы равные ученики и хотим быть по левую и правую сторону в Царстве, которое установит любимый Учитель.
Это событие в очередной раз показывает, что ученики до сих пор не имели никакого представления и понимания, что есть Царство и какое Царство пришел установить Христос. Здесь говорится о некоем честолюбии: они тоже были поражены желанием кем-то властвовать и командовать, тоже хотели, исходя из своих земных представлений, иметь и некие блага здесь и быть в Царстве, которое установит Господь, притом без всякой жертвы с их стороны.
Каждый христианин должен понимать, что подлинное величие, как объясняет Господь, заключается не в господстве, но в служении, более того - за величие всегда нужно платить. Случившееся говорит как бы не в пользу учеников, но в этом их обращении ко Христу и общении с Ним можно увидеть и другие качества. В первую очередь, это непреодолимая вера во Христа: сколько раз Господь говорит ученикам, что Ему предстоит претерпеть в будущем, о кресте и об их участи: жизни, страданиях и скорбях, какие они будут переживать, о том, что им придется испить ту же чашу, что и Ему, но они продолжают верить в Царство. Нам следует удивиться этой вере: даже когда над Христом сгущались сумерки, ученики оставались верными и преданными Ему, в их сердцах пребывала уверенность в том, что в конечном итоге Он всех победит.
Также здесь надо отметить непоколебимую верность учеников: даже когда было сказано, что впереди их ждет горькая чаша, они не отступили от Христа, были полностью готовы принять эти страдания. Мы можем легко осудить учеников за споры о первенстве, но, с другой стороны, всегда должны помнить их веру и верность, лежавшие в основе их честолюбия. И даже если они хотели и ждали, что будут первыми в Царстве, которое установит Христос, при этом оставались верными Ему до конца. Каково же было разочарование учеников, как они почувствовали предательство, совершенное Иудой: некоторые из них разбежались, другие остались преданными Христу до самого конца.
Этот отрывок в то же время проливает свет на жизнь каждого христианина. Господь говорит: « Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем». Что это была за чаша? Это была чаша страданий. У Иакова и Иоанна жизненные пути были совершенно различными и последствия их преданности Христу тоже оказались разными. Если Иаков был первым из апостолов, который умер мученической смертью (об этом мы можем прочитать в 12-й главе Деяний Апостольских), то апостол Иоанн прожил свою жизнь до конца, по свидетельству Предания практически сто лет. Если у Иакова жизненная чаша была мученической и такой же была его смерть, то для Иоанна жизненной чашей было преодоление многочисленных скорбей, назидание на протяжении многих лет Церкви Христовой, постоянная борьба и тревога за ее чистоту. Поэтому совершенно ошибочно считать, что чаша христианина - это короткая и острая мученическая борьба. Чаша вполне может быть долгой и проходить в повседневной, будничной жизни со всеми ее каждодневными жертвами и преодолением препятствий (в первую очередь, самого себя), с горем, слезами и разочарованиями. Поэтому испить чашу, о которой говорит Господь, - значит следовать за Христом, куда бы Он нас ни повел и быть похожим на Него в любой ситуации, в которую нас поставит жизнь.
Господь, услышав, что говорят ученики, не проникся к ним яростью, но с нежностью, сочувствием и любовью пытается объяснить им истину. Она заключается в том, чем и завершается этот евангельский отрывок: чтобы быть первым, нужно стать последним, и кто был последним, тот станет первым, потому как и Сам Господь пришел в этот мир послужить и душу Свою положить за искупление многих.
Храни вас Господь!
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!