Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 33 - 42
33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
(Мф. 21, 33-42)
Господь произносит притчу о злых виноградарях, в которой в целом обличает всех иудеев. В эпоху Христа Палестина была и спокойной, и неспокойной страной, там было не так уж много роскоши, потому господа часто отсутствовали, они сдавали виноградник в аренду, а сами только собирали в нужное время арендную плату. В целом эта притча очень ясно отражает картину той действительности, в которой жили люди того времени. И даже поступок виноградарей не выглядит как-то необычно. Люди были мятежны, недовольны, стремление виноградарей убить сына господина своего тоже не являлось необычным: подобная ситуация действительно могла разыграться так трагично.
Каждая деталь этого повествования является символом: виноградник - это народ Израиля, хозяин - это Бог, виноградари - религиозные руководители Израиля, на которых Бог возложил некую ответственность, чтобы они руководили народом Божиим; слуги, которых посылает господин (или Бог) в этот виноградник (то есть Израиль) - это пророки (их, как мы знаем из истории Ветхого Завета, не принимали и убивали); сын, пришедший в конце - это есть Господь Иисус Христос, Сын Божий, пришедший обличить, который тоже был убит (распят на кресте). Здесь Господь в очень яркой форме излагает историю Израиля и в большей степени пророчествует о его гибели, потому что в конце говорится, что будет с этими виноградарями. Слушающие притчу отвечают Христу, что придет хозяин, схватит этих виноградарей и отдаст виноградник другим, которые будут вовремя приносить плоды. Так и случилось: избранный Богом народ потерял теснейшую связь с Ним и оказался ни с чем: Иерусалим и храм были разрушены, и все было потеряно.
Эта притча в разных аспектах. С одной стороны, она говорит нам о Боге, о том, что Он доверяет людям: Он доверил этим виноградарям Свой виноградник, не стоял над ними, не следил и не контролировал каждый день, Он ушел и оставил их выполнять свою задачу. Так же Бог доверяет каждому из нас: Он дает нам возможность выполнять свою работу самостоятельно, всякая полученная нами задача - это то, что поручил нам Бог, и мы должны ее выполнить. Дальше все зависит от нас: как мы отнесемся к своему труду. Здесь же говорится о том, что Бог долготерпелив: Он посылает слуг одного за другим и удивляется тому, что происходит. Он не приходит сразу наказать виноградарей, а дает им возможность ответить на Его призыв. Бог не бросает нас на произвол судьбы, но дает нам возможность справиться со своими немощами и ответить Богу.
В притче также говорится о правосудии Божием, о том, что Бог - Праведный Судия: в конце концов необходимо будет дать ответ, в соответствии с которым Бог примет правильное решение в отношении людей, совершающих беззаконие. Человек, который совершенно не выполнил свои обязанности, бесполезен для Бога, как эти виноградари, которые решили присвоить всё себе. Здесь же говорится о людях: у человека есть некие привилегии, ведь хозяин поставляет этих виноградарей в виноградник, в котором уже все было приготовлено для того, чтобы делать необходимое. Виноградник был огражден оградой, был пресс, башня - все это облегчало работу этих людей, но они не только не поблагодарили хозяина, а еще и озлобились на него. Так же и нам Бог дает некие средства, чтобы мы выполняли возложенную на нас задачу, но нам необходимо благодарить Бога за это.
В этой притче говорится и о свободе человека, то есть хозяин оставляет виноградарей на их собственный произвол, и они могли выполнять свою работу, как им хочется. Бог, как мудрый строитель, распределяет, а потом предоставляет возможность человеку выполнять работу. Здесь говорится и об ответственности человека: наступит время, когда нужно будет дать ответ перед хозяином, перед лицом Божиим, за все поступки и проступки, совершенные человеком. Так и в притче: настало время отдать необходимое - пришлось отвечать по заслугам. Также говорится и об умышленности, сознательности человеческого греха, который появляется не просто так, откуда ни возьмись. Виноградари сознательно замышляют убить сына, чтобы завладеть виноградником, то есть грех - это сознательное противодействие Богу, грешить - значит идти не Божиим, а своим путем, а мы прекрасно знаем, каков Божий путь и куда ведет путь греха.
В конце этого евангельского отрывка говорится о Самом Христе. Господь говорит о Себе как о камне, отвергнутом строителями, но который в конечном счете стал во главу угла. Это строчка из 22-го стиха 117-го псалма пророка-псалмопевца Давида: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Сам Давид подразумевает здесь народ израильский, который все презирали и отвергали, ненавидели, но они стали слугами Божиими, богоизбранным народом. Господь же обращает эти слова к Самому Себе. Люди могут отвергать Христа, могут отказываться от Него, могут пытаться уничтожить Его, но истину уничтожить невозможно. Иисус Христос - это самая важная личность во всей человеческой истории, во всем мире: мы видим Бога, пришедшего во плоти, который открывает человеку глаза на его жизнь и дает самое важное и необходимое - саму жизнь, потому что является источником жизни. Храни вас Господь!
Священник: Даниил Рябинин
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!