Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 22, ст. 15 - 22
15. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17. итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19. покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20. И говорит им: чье это изображение и надпись?
21. Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
(Мф. 22, 15-22)
Фарисеи хотят задать Христу лукавый и искушающий вопрос, найти уловку, чтобы схватить Его и поймать на сложной ситуации, для этого предлагают, как им казалось, неразрешимую дилемму. Надо учесть, что Палестина была оккупированной страной и иудеи были подданными Римской империи. Фарисеи хитро формулируют вопрос: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Они полагают, что в любом случае Христос ответит неправильно и Его ответ принесет Ему большие неприятности. Если Он скажет, что подать кесарю давать надо, то народу это не понравится, потому как национальные и идейные течения и чувства всегда были сильны и многие от Него попросту отвернутся и уйдут. Если же Иисус скажет, что подать кесарю давать не надо, - а иудеи платили несколько форм налогов в римскую казну - то они пожалуются римлянам, что Он возмущает народ, чтобы не платить подать римскому императору, и тогда бы Его схватили уже римляне. Вот такой хитрый вопрос. И, казалось бы, здесь вообще невозможно придумать ответ, но Господь поступил по-другому. Он сказал: «Принесите Мне монету. Зачем вы Меня искушаете? Что тут изображено на монете, чье здесь изображение?» Они отвечают: «Кесарево». Тогда Он говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» . И они удивились ответу Его.
Действительно, здесь нам является Божественная мудрость: через эти слова Господь отвечает фарисеям на их уловку. Они были поражены: такого слова не ожидали. Но здесь вообще определяется христианский путь в целом и отношение к жизни каждого христианина. Оказывается, что у христианина двойное гражданство. С одной стороны, он гражданин страны, в которой живет, потому что она многое ему дает. И в своей, и в любой другой стране христианин должен вести себя достойно. Но, с другой стороны, христианин является и гражданином Царства Небесного, о котором он не должен забывать. Таким образом, есть две формы жизни: то место, где мы пребываем и в котором должны быть достойными людьми, и в то же время мы не должны забывать о Боге. Господь здесь очень четко разграничивает эти понятия, их нельзя смешивать.
Часто многие ошибаются, когда, будучи неофитами, вступая на христианский путь, начинают полностью игнорировать весь мир, забывая не только о своих благах, но и о своих близких и родных. А ведь одна из заповедей Моисеевых, данных ему Богом, - «почитай отца и мать и долголетен будешь здесь, на земле», то есть забота о родителях. Иногда люди вроде бы вступают на путь Христов и делают все правильно, но при этом забывают о необходимых обязанностях: забывают о родителях, о своей ответственности перед детьми, и все это как бы покрывают своим стремлением к Богу. Но Господь говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» , то есть не смешивайте эти понятия, но и не забывайте о каждом из них.
Итак, истина, которую излагает здесь Господь, заключается в том, что христианин одновременно является и гражданином своей страны, и гражданином Царства Небесного. Он не должен забывать о своих обязанностях и перед Богом, и перед людьми. Апостол Петр очень хорошо выразил это в Первом послании (2-я глава, 17-й стих): «…Бога бойтесь, царя чтите» , то есть не забывайте о своей ответственности перед людьми, в этом видится общехристианский смысл. Христос, отвечая на вопрос искушающих Его фарисеев, в то же время определяет наш жизненный путь: отдавайте Божие Богу. Наши отношения с Богом строятся через людей. Материальная и духовная составляющие нашей жизни выступают как некое целое: они не разделяются, но вместе с тем каждая из них имеет свое важное значение. «Одавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» - в этом Божия премудрость и весь христианский путь.
Храни вас Господь!
Священник: Даниил Рябинин
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!