Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 16, с 23 по 33 стих.
23. /…/ Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
24. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
25. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
26. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:
27. ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
28. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.
29. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой.
30. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.
31. Иисус отвечал им: теперь веруете?
32. Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.
33. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир /…/
(Ин. XVI, 23-33)
Господь беседует с учениками и говорит с ними о событиях, которые произойдут очень скоро: и предадут Его, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Говорит, что скоро они расстанутся. Слышать все это им тяжело, непонятно и где-то неприятно. Господь также предупреждает: «Будут времена, когда вас будут и гнать, и убивать, но вы этим утешайтесь - это свидетельство того, что вы со Мною, вы Мои, не от мира сего. Если бы вы были от мира, мир любил бы и принимал свое. Так как вы стали миру чужими, он пытается изгнать вас, стереть ваше существование. Но мужайтесь: Я победил мир». Ученикам тяжело, они печальны, им кажется, что все заканчивается. Время их совместной жизни со Христом, концентрированного времяпровождения, когда Господь с ними жил, общался, учил их, когда они были свидетелями Его бесчисленных чудес – все это было для них началом новой жизни. И они были правы, когда так считали и понимали, но в одном имели недостаток: планировали проводить свою жизнь таким образом и дальше. Считали: Учитель будет с ними, иудеи постепенно о Нем узнают – и так исполнится вся задача Мессии. Но Господь пришел спасти всех людей. Спасение - это как минимум восстановление человеческой природы. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, нужно из состояния ниже естественного сначала вернуться в состояние естественное - состояние Адама до грехопадения. В этом обязанность человека и его спасение. И есть еще задача – прийти в состояние обожения, состояние выше естественного. Мы можем вспомнить слова священномученика Иринея Лионского «Сын Божий для того и становится Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие могли стать сынами Божиими». Святитель Афанасий Александрийский говорил: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что Бог алчет, чтобы мы пришли в состояние обожения. Вот чего желает Бог и для чего Он приходит на землю, а не для того, чтобы люди на земле какое-то время жили безбедно, а потом снова умирали. Изменить нужно полностью все существование человека: вылечить его от смерти, от ветхости. Для этого Господу нужны помощники, и Он избирает апостолов, основывает Церковь на земле.
Христос говорит ученикам, чтобы они взбодрились: «Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Открывает им: «Вы со Мною, вы Мои братья. Теперь вы получаете такую удивительнейшую власть, способность и возможность становиться чудотворцами. Бог будет исполнять ваши просьбы, потому что вы со Мною и все просьбы во имя Мое». Действительно, являясь христианами и обращаясь к Богу Отцу, мы просим во имя Христово. Здесь очень важно вспомнить слова, которые произнес слепорожденный, получив исцеление: «Грешников Бог не слушает». Действительно, если мы живем в грехах, какие же мы христиане? Тем более о каком христианстве может идти речь, если человек коснеет в грехах, живет нераскаянно? То, что человек крещен, мало о чем говорит: да, ты веточка, которая привита к виноградной лозе, но если ты не плодоносишь, а наоборот, засохла в грехах своих, сгнила, можно ли назвать тебя чем-то плодоносным и цветущим? Конечно, нет. Но если человек живет в единении со Христом, в живом общении с Ним, тогда - о чем не попросите Отца во имя Мое, даст вам.
«Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна». Как может не радовать такое обещание? И оно преподано всякому человеку: если будешь во Христе, будешь единым с Ним, вот что тебе откроется и дастся.
«Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами». Дело не в том, что Господь скрывал смысл сказанного, но слушающие не могли воспринять все. Их нужно было к этому приучить, научить. Например, ребенок поступил в школу, пришел в первый класс, а его сразу посадили к десятиклассникам, открыли перед ним учебники и учитель начал рассказывать - что он поймет, что услышит? Вроде слова на понятном языке, но ему они непонятны, нет опыта, чтобы все это воспринять. Так же и здесь: Господь говорил народу и ученикам Своим притчами, чтобы постепенно подготовить их к пониманию того, о чем говорится. Он говорит: «До этого Я вам говорил несколько иносказательно, но прямо возвещу вам об Отце – наступает такое время».
«В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». Здесь говорится о т ом, что когда Господь придет после Своего воскресения, вся дальнейшая христианская жизнь, с ее духовной составляющей, молитвами – все будет наполнено живым богообщением. В христианстве человек получает возможность прямого обращения к Богу, своему Творцу, потому что он заодно с Сыном Его. И Отец выполняет волю таких угодников Божиих.
Господь сказал: «Отец вас любит, потому что вы возлюбили Меня. Уже не то, что Я за вас ходатайствую, и потому Он исполняет волю вашу. Он Сам желает исполнять волю вашу, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». Если жизнь человека пребывает в любви ко Христу, в исполнении Его воли, тогда любовь Божия покрывает его. И наоборот, если мы постоянно противимся воле Божией, что тогда? Ждать со дня на день гнев Божий? Да не будет такого!
«Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу». Снова Господь говорит им: «Я пришел, исполняя волю Божию, и ухожу из мира, потому что в этом есть воля Божия. Не отчаивайтесь от этого».
«Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя». «Ты не имеешь нужды в каких-то доказательствах, знаешь все, Тебе не надо ни перед кем отчитываться: Ты владеешь истиной, владеешь всем. Поэтому веруем, что Ты от Бога исшел». Ученики здесь соглашаются (честь и хвала им за это) со словами Своего Учителя, принимают Его. Им тяжело и грустно, тем не менее, они принимают: «Господи, мы принимаем это все».
«Иисус отвечал им: теперь веруете?» «Слаба вера ваша: скоро вы дойдете едва ли не до отчаяния. Наступает час, когда вы рассеетесь, каждый в свою сторону, и Меня оставите одного». Когда это случилось? Когда пришли воины схватить Христа и повести Его на суд, ученики перепугались и в этот момент забыли обо всем, настолько страшно им было. Это состояние любого человека: все наши силы до поры до времени. Насколько человеку нужна постоянная помощь Божия, и насколько все мы ненадежны без нее! Насколько необходимо постоянно обращаться к Господу, поддерживать с Ним связь, если мы желаем быть живыми. «Но Я не один, - говорит Господь, - вы Меня оставите, но Я не остаюсь один, потому что Отец со Мною. Я исполняю волю Его, и Он со Мною всегда».
«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир». Здесь Христос предупреждает, чтобы ученики вспомнили все это в момент скорби и успокоились бы их сердца, тогда они смогли бы с миром принять все происходящее.
Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно по одной или по две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами!
Священник Анатолий Куликов
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!