Аудио |
|
Скачать .mp3 |
9.14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
9.15. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
9.16. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
9.17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
(Мф. 9, 14–17)
Пост являлся одним из столпов религиозной жизни иудеев. Иоанн Креститель был строгим постником и, конечно, приучил к постничеству своих учеников. Фарисеи также соблюдали все положенные и установленные обычаем посты. А поскольку ученики Иоанна все еще считали своего учителя выше Христа и, следовательно, относились с завистью к возрастающей славе Спасителя, то спросили Его: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? (Мф. 9, 14).
В ответ Спаситель сравнивает Себя с женихом, а Своих учеников – с ближайшими друзьями жениха. Этот образ должен был напомнить всем слова Иоанна Крестителя, который сам себя сравнивал с другом жениха, радующимся его речам (см. Ин. 3, 29).
Поэтому, как бы напоминая ученикам Иоанна эти слова, Спаситель замечает: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф. 9, 15).
Борис Ильич Гладков пишет, что этими словами Господь как бы говорит: «Ведь ваш учитель назвал Меня женихом, а себя – другом жениха; другом, которому надлежит радоваться, пока с ним жених, а не печалиться и поститься. Поэтому и Мои ученики, как друзья жениха, пока Я с ними, пока слышат голос Мой и внимают Мне, должны радоваться. Время печали и поста еще не пришло для них; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни».
Таким образом, Господь возвращает посту его изначальный, духовный смысл. Когда рядом Мессия, радость от встречи и общения с Ним заставляет забыть обо всем. И тогда незачем изображать скорбь, которой нет. Но когда закончится пребывание Христа с учениками, для них наступит время поста.
Желая показать, что Он не налагает бремени поста на учеников, еще не укрепившихся в вере, Христос приводит следующий пример: никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже (Мф. 9, 16).
Новая, то есть небеленая, ткань садится после стирки, и значит, заплата из нее еще больше тянет и в итоге совсем разрывает старую ткань.
Евфимий Зигабен замечает, что этим примером Спаситель желает сказать: «…Целость небеленого куска, как крепкая и жесткая, возьмет и оторвет от старой одежды; и дыра будет больше. Поэтому и Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на них суровости и тяжести поста, чтобы они еще более не ослабели, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим».
Рисуя вторую картину, Христос говорит: Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Мф. 9, 17).
В древности люди хранили вино в шкурах, бурдюках, а не в бутылках. Мех или бурдюк представлял собой вместилище для вина – мешок, изготовляемый из цельной кожи ягненка, барана или вола. Когда молодое вино наливали в мехи, оно все еще бродило и газы давили на стенки бурдюка. Новые мехи были эластичны и под давлением растягивались без всякого вреда. Старые же мехи со временем грубели и теряли свою гибкость, и если в них наливали новое, еще не перебродившее вино, они не растягивались под давлением газов и могли разорваться.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих».
Этими словами Спаситель также наставляет Своих учеников, дабы они обращались с великой кротостью с теми уверовавшими во Христа людьми, которых позже они примут в число уже своих учеников. И в этом мы видим проявление особой заботы Господа об агнцах Своего словесного стада, которое Он бережно ведет ко спасению.
Господь научает нас, дорогие братья и сестры, тому, что вся жизнь христианина, включая аскетические правила, основывается не на ветхом законе, а на личных отношениях с Ним. Ведь только от живого присутствия Жениха зависит, будут ли поститься «сыны чертога брачного», потому как именно в Нем мы и живем. Разумеется, без внешнего не может быть внутреннего. Но лишь наша любовь ко Спасителю определяет меру внешних подвигов и способность радоваться истинной радостью.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!