Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 16, с 2 по 13 стих.
2. /…/ наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
4. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
5. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
6. Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
7. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8. и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9. о грехе, что не веруют в Меня;
10. о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11. о суде же, что князь мира сего осужден.
12. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину /…/
(Ин. XVI, 2-13)
Продолжается прощальная беседа Спасителя с учениками, где Он говорит, что оставляет их, но не насовсем, а вернется к ним. Скорбно им слышать это, потому что они любят Христа, прилепились к Нему сердцем. За время, которое ученики провели со Христом, очень многое им стало понятно и многое открылось. Самое главное, каждый очень четко понимал, что смысл жизни именно в том, чтобы исполнять слова Иисуса Христа, исполнять Его волю. Стопроцентную гарантию этого они видели в Его словах, поступках и заповедях, в которых не было ничего, что расходилось бы с истиной. Они чувствовали, что их Учитель – та истина Божия, тот ориентир, который все мы ищем и часто не находим. Каждый человек в той или иной степени стремится к правде, потому что это есть проявление Образа в человеке. Но не зная Бога, не имея с Ним постоянной и живой связи, очень часто мы ставим на первое место собственное мнение, считая, что это и есть истина, на которую надо ориентироваться, и от этого часто ошибаемся.
Здесь ученики понимают, что рядом с ними Тот, Кто знает и может все, Которому все подвластно. И Он говорит, что им нужно расставаться – как здесь не опечалиться, как не начать скорбеть? Господь взбадривая, говорил апостолам: «Вы печалитесь, а если бы любили Меня, вы бы радовались». Нам кажется, что печаль их от любви, но здесь она свидетельствует о неком внутреннем несовершенстве. Печалятся они о том, что им хочется, дабы предмет их любви был всегда с ними, у них еще нет той совершенной любви, о которой говорил Господь: когда человек готов душу свою отдать за други своя, забывает о себе, своих интересах, планах, чувствах ради того, кого любит; готов всем этим пожертвовать ради другого. У учеников пока этого нет, поэтому им тяжело слышать слова Христа. Господь не укоряет их за это, но поддерживает, утешает и указывает на величайший смысл происходящего. Одновременно Он говорит о том, что будет дальше, предупреждая и готовя к тем испытаниям, которые коснутся их как учеников Христовых.
Христос говорит: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Наверное, даже проще жить и исповедовать Бога, когда вокруг тебя явные атеисты. Наши современники, прошедшие испытания XX века - когда в нашем государстве имя Божие пытались стереть из сознания людей - говорят в своих воспоминаниях о том, что раньше было проще. Было тяжело жить из-за гонений и притеснений, но проще потому, что было понятно, где свои, а где враги. Свои – те, кто с тобой единоверны, враги – те, кто заявляют о том, что Бога нет. Сейчас сложнее, потому что злоба стала часто скрываться под видом благочестия и богоугождения, когда люди творят явное, неприкрытое зло и пытаются оправдывать его заповедями Божиими, ссылаясь на то, что Бог повелел всех прощать и любить, поэтому говорят: «Почему вы не соглашаетесь с нашими злодеяниями». В такой атмосфере гораздо сложнее.
Господь говорит Своим ученикам: «Ваши соплеменники, единоверцы, те, кто воспитаны с вами в одном религиозном ключе, станут вашими врагами и будут гнать и предавать вас, клеветать на вас и убивать. Все это будет делаться под лозунгом богоугождения. Тяжело вам будет и особенно тяжело оттого, что свои (иудеи) вас не принимают».
«Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня», - говорит Христос. «Не смущайтесь этим: люди просто не знают волю Божию, они ошибаются в самой сути вопроса». Очень важное слово говорит Господь: «Не познали ни Отца, ни Меня». Он уравнивает Себя с Отцом. Познание Отца происходит через познание Сына, для того Сын и становится человеком.
«Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том». В этом премудрое воспитание Господом учеников Своих, Он предупреждает их: «Наступит это время, вы вспомните Мои слова и Вам будет легче, будете понимать, что обо всем были предупреждены. Это тоже Богом вам попускается для вашего исповедничества и пользы других».
«Не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами». И в этом тоже любовь Божия. Он оберегал их, как малых детей, от всяких потрясений, скорбей. Действительно, когда ученики были со Христом, они никогда ни в чем не имели нужды. С одной стороны, они оставили все и пошли за Ним, согласившись на добровольную нищету, добровольное странничество, и, тем не менее, всегда были те, кто им помогал и служил. Но это было время детства, а сейчас Господь их возводит на новую ступень служения: «Вы повзрослели, теперь вы должны быть вместе с Учителем Своим». Вспомним, как Господь говорил: «Как Меня гнали, так и вас будут гнать; как к Моим словам относились, так и вас будут слушать: очень внимательно и пытаясь уловить на слове».
«А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?». Почему Спаситель так обратился к ним? Это понятно из дальнейшей фразы: «Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше». «Я вам говорил о том, что иду к Отцу, а вы настолько поглощены своей скорбью, тяжестью, что вам очень тяжело это сейчас воспринимать. От этого вы даже не поинтересуетесь: “Что Ты, Господи, говоришь, о чем Ты говоришь, к Кому идешь? К Отцу Небесному, и в этом воля Божия?” Сейчас вам не до этого: тяжело вам».
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам». Здесь Господь говорит о Духе Святом, Который придет к христианам, о благодати Божией, которая станет им доступна. Но для этого Господу нужно и умереть, и воскреснуть, и вознестись на небо, потому что таким образом происходит обожение человеческой природы. Только после вознесения Дух Святой посылается к ученикам Христовым.
Для чего посылается благодать Божия? Для того чтобы каждый человек мог в ней измениться и уподобиться Христу, чтобы пребывать в обожествленном состоянии там же, где пребывает Он. Поэтому Господь и говорит: «Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я ушел, чтобы в итоге пришел к вам Утешитель. Потому что, если Я не пойду, то Он не придет, а если пойду, то пошлю Его к вам».
«И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня». Действительно, существование христианства на земле очень четко показывает, где правда, а где ложь. Вся история христианской Церкви, вся история святости очень четко являет миру, где Бог, а где заблуждение и грех. Жизнь христианская как раз и происходит в благодати Духа Святого.
«О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня». Действительно, сошествие Духа Святого на апостолов, вся дальнейшая жизнь в святости и христианстве как раз говорит о том, что Сын Божий пришел на землю, исполнил волю Бога Отцу, вернулся к Нему и теперь продолжает спасать род человеческий. Он не был шарлатаном и обманщиком, как это пытались представить фарисеи и книжники.
«О суде же, что князь мира сего осужден». В христианстве мы видим, что всякий пребывающий вместе с Богом, побеждает силы зла, побеждает сатану.
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». «Не можете вместить, потому что печалью исполнены сердца ваши; от этого вы не можете верить, от этого тяжело вам сейчас». «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».
Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами!
Священник Анатолий Куликов
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!