Аудио |
|
Скачать .mp3 |
27. После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
28. И он, оставив все, встал и последовал за Ним.
29. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
30. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31. Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
32. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
(Лк. 5, 27– 32)
Перед нами история признания евангелиста Матфея. Она нашла свое отражение не только у Луки, но и у Марка и самого Матфея. Только, как замечает византийский богослов Евфимий Зигабен: «Лука и Марк из почтения к соученику опустили известное его имя, назвав его Левием, потому что и так его называли. Сам же Матфей открыто признается, что был мытарем, так как и Христос не стыдился его».
Самыми ненавистными людьми в Палестине были сборщики налогов. Палестина была под игом римлян, а мытари находились на римской службе, и поэтому на них смотрели как на предателей и изменников.
Римляне обычно отдавали сбор налогов на откуп. Они устанавливали определенную сумму налога для каждого района, а потом давала право взимать его тому, кто предложит наибольшую цену. Если откупщик в конце каждого года вносил в римскую казну установленную сумму, он имел право оставлять себе всё, что мог собрать сверх этой суммы. А вследствие того, что не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни каких-либо иных способов информировать население, простой народ не имел ни малейшего представления о том, какую сумму в действительности нужно было платить.
Налоги же взимались практически со всего: за пользование главными дорогами, гаванями, рынками. Нужно было платить за повозку и даже за впряженное в нее животное. Сборщик налогов мог остановить кого угодно на дороге, заставить распаковать поклажу и требовать уплатить пошлину за всё, что ему вздумается. Если человеку нечем было платить, сборщик часто предлагал ему деньги под грабительские проценты и запутывал его еще более в свои сети.
Люди ставили мытарей наряду с грабителями и убийцами. Им запрещали вход в синагогу. Один римский писатель упоминает, что видел однажды памятник честному сборщику налогов. Честность среди мытарей была столь редким явлением, что ему воздвигли памятник. И тем не менее Господь призвал Матфея, сборщика налогов, стать Его учеником.
Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский, пишет: «Как просто, как решительно! Грешник мытарь Левий едва лишь услышал призыв Христа, бросает без раздумья все, чем он жил... Бросает обеспеченное положение и уходит за Господом, как добровольный нищий. Какая решительность».
Многих в свое время смущал и заставлял сомневаться в подлинности истории тот факт, что Матфей, будучи мытарем, в одно мгновение оставил все и последовал за Христом. Об этом пишет Александр Павлович Лопухин: «Порфирий и Юлиан говорили, что со стороны мытаря неразумно было следовать за «каким-то», призывавшим его, человеком. Но это возражение опровергается тем, что Матфей мог слышать как прежнее учение Христа, так и видеть Его чудеса и таким образом мог знать Его гораздо раньше своего призвания».
Да и то, что после призвания, Матфей устраивает пир, говорит о том, что дело не во времени, так как пир в одно мгновение приготовить невозможно, а в осмысленности своего призвания. Он приглашает своих коллег – мытарей, чтобы познакомить их с Иисусом Христом и тем самым поделиться радостью от встречи с Господом.
Но вновь мы видим возмущение книжников и фарисеев. Они никогда не имели бы общение с мытарем. Поэтому и вопрошают учеников Христа: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? (Лк. 5,30). На что Господь дает им превосходный ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк. 5,31).
Иисус Христос указал, что каждому больному человеку нужен врач, и именно такие, как Матфей и его друзья больше всего нуждались в Нем.
Хорошо было бы, если бы мы, дорогие братья и сестры, научились смотреть на грешника не как на преступника, а как на немощного, больного человека. Если бы мы научились видеть в человеке, совершившем ошибку, не того, кто заслуживает презрения и осуждения, а того, кому нужна помощь и любовь, чтобы найти правильную дорогу ко спасению.Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!