Аудио |
|
Скачать .mp3 |
20.45. И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
20.46. остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
20.47. которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
21.1. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
21.2. увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
21.3. и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
21.4. ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
(Лк. 20, 45–47; 21, 1–4)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, евангелист Лука передает нам слова Спасителя, предостерегающие Его учеников от образа жизни книжников и фарисеев, а также приведенный Им пример жертвенности вдовы, которую Христос увидел возле сокровищницы Иерусалимского храма. Но обо всем по порядку.
Вокруг Христа собирается большое множество людей, которые со вниманием и услаждением слушают слова Божественного Учителя. И Господь, найдя подходящее время, опять предает осуждению образ жизни книжников и фарисеев, наставляя людей не подражать в этом элите иудейского общества: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах (Лк. 20, 46).
Священномученик Григорий Шлиссельбургский пишет: «Господь предостерегает от книжников, бывших учителями закона, и изрекает книжникам “тягчайшее осуждение”. За что? За длинные одежды? За первое место в синагогах? За первые места на пиршествах? Конечно, не за это само по себе, а за лицемерие. Их внешность не соответствовала внутреннему, в них все было показным, даже молитва. Значит, длинная одежда, председание в синагогах, предлежание на пиршествах осуждаются как показатели лицемерного тщеславия».
И действительно, многое учители закона делали напоказ, привлекая к себе излишнее внимание. Они любили ходить в длинных одеждах, полы которых волочились по земле: в такой одежде человек не мог ни торопиться, ни работать – в ней ходили люди важные, но праздные.
Книжники любили, чтобы люди приветствовали их всюду, проявляя уважение и почтение. Сам титул «равви» означает «учитель мой» – такое обращение льстило их тщеславию. Книжники также любили сидеть в синагоге впереди всех. На пирах они любили возлежать на самых почетных местах: положения табели о рангах строго соблюдались на пирах в древности. Первое место было по правую руку от хозяина дома, второе – по левую. Далее нумерация шла с левой стороны от хозяина вокруг стола. Важность человека в обществе легко можно было определить по занимаемому месту.
Обличая книжников, Господь говорит о том, что они поедают до́мы вдов (Лк. 20, 47). Историк Иосиф Флавий, сам фарисей по происхождению, рассказывая об эпохе интриг в иудейской истории, говорит, что «фарисеи были высокого мнения о своем отличном знании закона предков и убеждали людей в том, что их (фарисеев) высоко ценит Бог».
Книжники убеждали людей, что не может быть более высокого обязательства и привилегии, чем обеспечить равви комфортабельную жизнь. Таким образом разные религиозные шарлатаны обманывали простых людей и бедных женщин.
И вот одну из таких бедных женщин, вдову, положившую в сокровищницу две лепты, замечает Христос. Лепта, по-гречески «лептон», в буквальном смысле означает «тонкая». Это была самая мелкая монета в 1/124 динария, и все же Господь сказал, что пожертвование вдовы было больше всех прочих, потому что другие опустили то, что им было легко отдать, ведь у них еще много оставалось, а вдова опустила в ящик все, что у нее было.
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния».
Слова Спасителя, осуждающие благочестие напоказ и возвышающие пример искренней жертвы бедной женщины, звучат сегодня и для нас с вами, дорогие братья и сестры. Не должно думать, что только те, кто кажутся в наших глазах праведными, действительно имеют святость в глазах Божиих. Не тот свят, кто живет для людей, а тот, кто всего себя посвящает Богу, невзирая ни на кого.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!