Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 14, с 1 по 11 стих.
1. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте
2. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам
3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
(Ин. XIV, 1-11)
Этот отрывок может показаться достаточно сложным: речь Христа и Его беседа с учениками довольно трудна. Господь говорит те вещи и слова, которые оказываются неудобопонятными и неудобовместимыми для учеников. Принципиальный момент иудейской веры заключался в том, что Бога никто нигде не видел и видеть не может. Моисей общался с Богом на горе Синай, но не лицом к лицу. Поэтому ученики не понимают слов Христа.
«Покажи нам отца, и довольно для нас», - говорит апостол Филипп. Он думал, что Господь покажет им такое же общение, которое было у Моисея на Синайской горе при даровании законодательства. Христос последовательно объясняет Свое единство с Отцом. Эти евангельские стихи (начиная с 9-го) являются принципиальными в христианском изложении веры. Христос есть Единосущный Отцу - равный Ему по природе, Он есть Сын Божий, Который пришел ради человека.
Господь говорит: «В доме Отца Моего обителей много. Пусть не смущается ваше сердце, веруйте в Бога и в Меня веруйте. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам».
Выражение «в доме Отца Моего много обителей» можно было бы понимать по-разному. Иудеи считали, что у Бога огромное Царство, в котором есть разные места: для хороших людей – хорошие, комфортные места, для плохих людей – плохие. Мы тоже представляем себе посмертную жизнь в таком виде: знаем, что грешники пойдут в ад, а праведники – в жизнь вечную, блаженство. Но «обителей много». Возможно, Господь имеет в виду другой смысл: «Не бойтесь, что люди могут захлопнуть перед вами двери, на небе вы будете приняты всегда». Дальнейшее повествование сводится к этому. Господь говорит: «Если бы не было так, если бы не было много обителей в доме Отца Моего Небесного, то Я бы пошел и приготовил вам место. Знайте, что на небе двери открыты для всех вас». Если мы что-то потеряем здесь, что-то у нас будет отнято, мы можем приобрести на небе. Мы должны всегда уповать и радоваться, что есть такой Великий Заступник за нас, есть Тот, Который примет нас всегда. У нас есть настоящий друг, ведь Господь нас называет друзьями своими.
В 6-м стихе звучат, наверное, самые важные и знаменательные слова всего Евангелия. Господь говорит: «Я есть путь и истина и жизнь». Путь, потому что мы идем за Христом, Он нас ведет по дороге жизни. Он есть истина, потому что истина обретается только во Христе. Вспомним вопрос Пилата, который он задал Христу: «Что такое истина?» Все думали, рассуждали об этом: где найти истину, правду? Правда находится у Бога. Сам Христос есть истина и правда, которую Он явил миру. Правда находится у Христа. Чтобы обладать правдой и истиной, нужно идти за Христом. Мы, обладая истиной, идя этим путем, приобретаем для себя настоящую подлинную жизнь; не поддельную, не фальшивую, а настоящую и подлинную жизнь, которую нам дает Бог. Эта жизнь не просто существование в земных категориях и рамках, но уже здесь может наступить настоящая, подлинная жизнь, если мы обладаем пониманием истины и если в руках наших путеводная звезда – Христос. Тогда нам открыта настоящая жизнь.
Фома говорит: «Господи, откуда мы знаем, куда Ты идешь, и как можем знать?» На эти слова Христос и отвечает: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Что вообще мы видим во Христе? Мы видим в Нем Бога, Который любит человека. Во Христе нам открывается любящий Бог. «Кто видел Меня, - говорит Иисус, - тот видел и Отца».
Кто же Бог - грозный судья, карающий и наказывающий за всякую повинность человека, или грозный законодатель, истребляющий всякого? Бог открывается нам во Христе, и если хочешь понять, кто такой Бог, взгляни на Христа. Если хочешь увидеть Христа – открой Евангелие, прочитай несколько глав, и ты откроешь Его для себя и откроешь совершенно другой мир, который может тебя изменить, если ты впустишь его в свое сердце, не отгородишься от Бога.
Во Христе нам открывается любящий Бог, Который пришел не судить этот мир, но пострадать за человека и научить его настоящей, подлинной любви, научить тому, чему сам человек научиться не может, тому, что мы потеряли и теряем всякий раз, когда идем путем греха, а значит, путем смерти.
Храни вас Господь!
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!