Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 6, ст. 46 - 49 стих; глава 7, ст. 1.
46. Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?
47. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
1. Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
(Лк. 6, 46 – 7, 1)
Сегодняшнее наше рассуждение, дорогие братья и сестры, будет посвящено притче Спасителя об основании дома. Для того чтобы ясно представить себе, что за ней стоит, необходимо сравнить ее с притчей, описанной в 7-й главе Евангелия от Матфея, где идет речь о благоразумном муже, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Мф. 7,24-27), в отличие от дома, построенного на песке.
Можно заметить, что евангелист Лука указывает просто на некое наводнение, в то время как у Матфея речь идет о реках. Дело в том, что Лука, в отличие от Матфея, не был уроженцем Палестины, которую Христос и взял за пример для Своей притчи.
Реки в Палестине летом совершенно высыхали, оставляя лишь песчаные русла. Но после наступления сентябрьских дождей сухие русла превращались в бурные потоки. Незнающие люди в поисках места для постройки дома находили заманчивые песчаные местности, где и возводили дома. И лишь в сезон дождей, при наводнении узнавали, что построили дом посреди бурной реки.
Мудрый человек искал для своего дома скалистое место, строить на котором было труднее, ибо нужно было сперва вложить в него много труда, чтобы вырубить фундамент. Когда же наступала зима, он был достойно вознагражден, потому что дом его стоял прочно и надежно.
Конечно, в описании этой притчи у Луки и у Матфея речь идет не о грунте для строительства дома, а о том, как важно строить дом своей жизни на прочном фундаменте. Причем единственным правильным основанием является учение Иисуса Христа, на что и указывает преподобный Макарий Великий, говоря: «…душа боголюбивая, желающая построить дом свой по слову Господа, не возводит его на песке лукавых помыслов греха, но вынимает его, отсекая от себя, насколько это возможно, и подобные песку злые помыслы лукавства. И так, до тех пор, пока она не найдет твердые и незыблемые помыслы веры Христовой, пока не найдет Христа — истинный камень, который не одолеют врата ада».
Но что мешает людям в поиске истинного основания для строительства своей жизни? Почему они так легко отходят от вероучительных истин Христовых? Ответы на эти вопросы мы можем получить в притче, размышляя о решении неразумного строителя.
Во-первых, мы можем отметить такой порок, как леность: он пытался меньше трудиться. Как трудно создавать фундамент дома среди камней – строить на песке привлекательней и намного легче. Может быть, и нам легче пойти своим путем, чем следовать за Иисусом Христом? Но на собственном пути нас ждет погибель – путь же Иисуса Христа ведет к стабильной жизни и в этом мире, и в грядущем.
Во-вторых, неразумный строитель был еще и недальновидным: он вообще не задавался мыслью, что же будет с домом в будущем. Каждое жизненное решение принимается как с учетом настоящего положения, так и с надеждой на будущее благо. Счастлив человек, который не меняет будущее благо на мимолетное, сиюминутное наслаждение. Счастлив человек, смотрящий на всё не в свете сегодняшнего дня, а в свете вечности.
Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что путь Христов и рассуждение на этом пути есть не что иное, как добродетель, с которой «живут безопасно, не колеблются ни от каких несчастий, стоят выше всех гонителей. Что может сравниться с этим?»
Когда мы осознаем, что трудный путь чаще всего наилучший, а дальновидность – верный подход к познанию истины, то начинаем основывать нашу жизнь на учении Господа нашего Иисуса Христа, и тогда никакая буря не может поколебать нашей веры.Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!