Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 6, ст. 37 - 45.
37. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38. давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
39. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40. Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
41. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42. Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
43. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
44. ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
(Лк. 6, 37 – 45)
Сегодняшнее евангельское чтение начинается со слов, известных даже далеким от христианства людям: Не судите, и не будете судимы. И далее Господь прибавляет: не осуждайте, и не будете осуждены. Александр Павлович Лопухин, размышляя над этими словами Спасителя, пишет: «Не осуждайте – выражение более сильное, чем не судите. Осуждать – значит не ограничиваться мелкими оскорбительными для другого замечаниями, произносимыми, может быть, про себя, не вслух, а произносить вслух других уничтожающее ближнего суждение, как что-то окончательное, как бы некий приговор». Другими словами, Господь призывает нас не произносить над кем-либо в этом мире приговора, осуждающего человека за грехи.
Преподобный Максим Исповедник так наставляет нас с вами, рассуждая о евангельских словах: «Возлюбим друг друга и будем возлюблены Богом. Будем долготерпеливы друг к другу, и Он будет долготерпелив к грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Ибо прощение прегрешений наших обретем в прощении братьям. Милость Божия к нам сокрыта в нашем сострадании к ближним».
Далее Господь для примера приводит притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Эти слова Спасителя относятся ко всем тем, кто, сам имея грехи, осуждает за эти же грехи ближнего, указывая на некий путь к исправлению. И тут возникает вопрос: не подобен ли такой человек слепцу, руководящему слепца? Блаженный Феофилакт пишет: «Если ты осуждаешь другого, а сам впадаешь в те же грехи, то вы оба слепы. Хотя ты и думаешь, что через осуждение руководишь его на добро, но ты не руководишь. Ибо как он будет наставлен тобой на добро, когда ты и сам падаешь?»
Также Господь указывает, что учитель не может дать своему ученику больше, чем сам знает. Этим Он предупреждает нас: мы должны обращаться к лучшему учителю, потому что он может дать нам больше знаний; но также надобно иметь в виду, что мы не можем учить других тому, чего не знаем сами.
Следующие слова Евангелия, кажется, были сказаны Христом не без юмора: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Господь учит, что никто не имеет права осуждать других, если сам не отличается безукоризненным поведением. Поэтому и вопрошает нас святитель Афанасий Великий: «Если у самого тебя в оке бревно непотребства; то можешь ли, будучи слепым, предостеречь брата своего от сучка малого греха?»
Христос напоминает нам, что человека можно судить лишь по его плодам. Благие слова никогда не заменят благих дел. В конечном счете из наших уст исходит то, чем переполнено наше сердце. Уста не могут говорить о Боге, если в сердце нет места Духу Божиему.
Так, дорогие братья и сестры, Господь учит нас тому, что нужно, не обращая внимания на окружающих людей, иметь мудрость внутреннего рассуждения о самих себе и своей жизни, а уж тем более не произносить никакого суда, дабы самим не попасть под осуждение Божие. Христос для нашего спасения приводит в пример не грешников этого мира, а Самого Себя как доброго и милостивого учителя, дабы мы, взирая на плоды Его любви, стремились бы сами быть сокровищницами этого добра.Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!