Аудио |
|
Скачать .mp3 |
20.27. Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
20.28. Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
20.29. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
20.30. взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
20.31. взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
20.32. после всех умерла и жена;
20.33. итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
20.34. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
20.35. а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
20.36. и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
20.37. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
20.38. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
20.39. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
20.40. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
20.41. как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
20.42. а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
20.43. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
20.44. Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
(Лк. 20, 27–44)
Во времена земной жизни Спасителя иудеи задавались вопросом будущего воскресения мертвых. И, как мы видим в сегодняшнем евангельском чтении, их мнения по этому предмету разделялись.
Беседа Господа с саддукеями произошла в тот же день и, по-видимому, вскоре после беседы с фарисеями и иродианами о подати кесарю. Когда Господь заставил замолчать посланцев синедриона, появились саддукеи. Их вопрос касался вероучения и закона о браке. Саддукеи и фарисеи часто упоминаются вместе, но их вероучения во многом были противоположны друг другу.
Блаженный Иероним Стридонский отмечает: «У иудеев было две ереси (разделения): одна – фарисеев, другая – саддукеев. В то время, как первые веровали в воскресение тела и души и учили о бытии ангелов и духа, вторые (по свидетельству Деяний апостолов) отрицали все».
И если фарисеи верили в воскресение мертвых, в ангелов и духов, то саддукеи вели с ними постоянные споры, стремясь доказать, что в книгах Моисеевых не только нет никаких указаний на бессмертие души, но содержатся даже такие постановления, которые противоречат учению о воскресении мертвых, приводя в пример закон левирата, или ужичества.
Евфимий (Зигабен) поясняет: «В законе Моисеевом они только находят предлог для вымысла, чтобы просьба их заслуживала большего внимания. В книге Второзакония (25, 5) Моисей повелел, чтобы на жене умершего бездетным опять женился брат его (закон левирата) и чтобы первенец, которого она родит, назывался сыном умершего брата в память о нем».
Этот спор саддукеи и представили на разрешение Господа Иисуса Христа, измыслив историю о семи братьях, которые поочередно брали за себя одну и ту же жену и затем умирали. С их точки зрения, это постановление закона Моисеева опровергало учение о будущей жизни, ибо в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? (Лк. 20, 33).
Господь дал саддукеям мудрый ответ, обличив их в том, что они не понимают будущей вечной жизни, в которой уже не будет ничего чувственного. Люди будут жить иною жизнью, духовною, ангельскою, так что ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 35–36).
И так как саддукеи принимали только книги Моисея, отвергая пророчества, то неразумно было бы заимствовать свидетельства из таких источников, авторитета которых они не признавали. Именно поэтому Господь говорит: А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова (Лк. 20, 37).
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Если в законе Моисеевом сказано, что Бог называл Себя Богом прежде живших, но потом умерших людей, то это значит, что они и теперь живы, потому что истинный и живой Бог не может быть Богом мертвых и несуществующих лиц».
Обращаясь к явлению Бога Моисею при купине, Христос говорит, что воскресение – реальность, потому что таков Бог. Бог не есть Бог мертвых, но живых, и у Него все живы. Следовательно, источником воскресения является для людей Сам Бог, а не те или иные явления земной жизни. Это ключевая, центральная мысль в учении Нового Завета о спасении. Христос предлагает людям искать прежде Царства Божьего и правды Его, искать Самого Бога, причем не в будущем, а здесь и сейчас.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 29 апреля 2024
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!