Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 7, ст. 24 - 30
24. И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26. а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
(Мк. 7, 24-30)
Сегодняшний евангельский отрывок рассказывает нам об исцелении от одержимости дочери язычницы, происходящей из сиро-финикийского рода. Это событие происходит в области близ города Тир.
Господь, минуя Галилею, приходит в языческую область. Евангелист Марк не указывает точной цели этого путешествия, но сказано лишь одно: Он «не хотел, чтобы кто узнал»! Возможно, Господь уходил от злобных глаз книжников и фарисеев, желавших смерти нашего Божественного Учителя, которую позже Он принял добровольно. Но скорее всего, целью было наставление апостолов в более уединенном месте, вдали от многотысячной толпы людей.
Из этого отрывка мы можем сделать два очень важных вывода. Во-первых, для Христа языческая страна не является нечистой, как это утверждалось у ветхозаветных пророков, которые, провозгласив язычников «нечистыми», попытались остановить проникновение чуждой Израилю культуры и религиозных обычаев.
Во-вторых, Господь показал, что и за пределами Израиля живут люди, ожидающие помощи от Бога. Забота о них, их нужды и просьбы приводят Иисуса Христа к тому, что в Своих действиях Он преступает установленные Законом границы и непосредственно общается с «нечистыми» язычниками.
Если посмотреть на историю с сирофиникиянкой на общем евангельском фоне, мы увидим, что этот эпизод – один из самых трогательных и необычных в жизни Иисуса Христа. Тир и Сидон были финикийскими городами, входившими в состав Сирии. Финикия лежала на прибрежной равнине, между Галилеей и Средиземным морем. Описание самого эпизода тоже надо читать очень внимательно. Женщина просила Иисуса Христа помочь ее дочери. На это Он ответил, что нехорошо брать хлеб у детей и бросать псам. На первый взгляд эти слова кажутся грубыми. Для грека слово «собака» ассоциировалось с бесстыдной и наглой женщиной, для иудея тем более было бранным, символом нечистоты. «Не давайте святыни псам», эту фразу мы не раз слышим в Писании. Словом «собака» иудеи презрительно называли язычников.
Как же тогда объяснить употребление этого слова Господом? Здесь очень важно не упустить из виду некоторые тонкости. Во-первых, Иисус Христос употребил не обычное слово «собака», а уменьшительное, κυνάρια, обозначающее не диких бродячих и уличных собак, а симпатичных щенков или маленьких комнатных собачек. Иначе говоря, Спаситель лишил это слово его отрицательного оттенка.
Во-вторых, сама интонация Христа не была резкой и грубой: мы видим это из ответа женщины. Греки, как и многие южные народы, очень эмоциональны и на любую обиду отвечают соответственно. Но так же стоит отметить и прекрасное чувство юмора, присущее грекам, которое и явила эта женщина-язычница в ответ на слова Господа о том, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», точнее собачкам. Видимо, она заметила, что Господь говорит с улыбкой, и ответила: «Господин, но ведь и собачки под столом едят крошки у детей», то есть «да, я знаю, сначала необходимо накормить детей, но разве я не могу получить кусочки, которые отбрасывают дети?». Господу такой ответ понравился, и Он исцелил ее больную дочь.
Судьба этой женщины, дорогие братья и сестры, была трагичной: у нее была больная дочь, и все же в ее сердце было достаточно света, чтобы ответить улыбкой. Как часто нам не хватает улыбок, неподдельной и живой радости, которая бы отражалась на нашем лице, оттого что рядом с нами Бог. И в нашей жизни есть место этим улыбкам, особенно, когда мы выходим в мир после литургии, вкусив Небесного Божественного Хлеба, да и после домашней молитвы, закрывая молитвослов, позволим радости запечатлеться на наших глазах и устах.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!