Аудио |
|
Скачать .mp3 |
12.9. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
12.10. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
12.11. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12.12. Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
12.13. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
(Мф. 12, 9–13)
Сегодняшнее евангельское чтение повествует о чуде исцеления Спасителем человека, имеющего сухую руку. Это чудо Христос совершает, желая научить фарисеев тому, что высшее служение заключается не в принесении жертв и разных других обрядах, а в делах милосердия и любви.
Когда Христос вошел в их синагогу, то увидел, что там был человек, имеющий сухую руку (Мф. 12, 10). Книжники и фарисеи, желая обвинить Спасителя, спросили Его: можно ли исцелять в субботы? (Мф. 12, 10).
Александр Павлович Лопухин пишет: «Вопрос был задан фарисеями для того, чтобы уловить Христа. Если бы Он исцелил сухорукого в субботу, то оказался бы виновен в нарушении субботы. Если бы не исцелил, то – в бессилии и неспособности творить чудеса, а может быть, даже и в бесчеловечности».
Иудеи были скорее готовы умереть, чем нарушить субботу. О чем и свидетельствует пример римского полководца Помпея, взявшего Иерусалим именно потому, что иудеи настаивали на соблюдении субботы. В древности при ведении осады строили большую насыпь превыше стен осажденного города, с которой можно было обстреливать боевые линии защитников осажденной крепости. Помпей приказал построить насыпь в субботние дни, когда иудеи, спокойно наблюдая за происходящим, отказывались поднять руку, чтобы помешать.
Конечно, заповедь о субботе была известна еще со времен Моисея, однако в евангельские времена ученые раввины обращали внимание лишь на ту часть, которая запрещала заниматься повседневными делами в субботу. Нередко при этом они забывали о смысле субботы, сосредоточив внимание на запретах и ограничениях, становившихся все более мелочными и формальными.
Своим вопросом фарисеи желали окончательно обличить Господа в нарушении закона Моисея, запрещавшего любые виды работы в субботу.
Борис Ильич Гладков замечает: «…Везде и при всяком случае они хотели обличить Иисуса в несоблюдении закона, обычаев и преданий, а так как, по закону Моисея, подобный нарушитель подлежал смерти, то им и казалось возможным избавиться от своего Обличителя обычным для евреев путем».
Что же касается исцелений, то, как отмечает один из исследователей, Уильям Баркли, «закон запрещал исцелять людей в субботу, но со следующей оговоркой: каждый случай, когда находится в опасности жизнь, аннулирует требования закона субботы». В частности, это относилось к случаям заболевания уха, носа, горла и глаз. Но даже для таких случаев в законе было ясно сказано: можно предпринять шаги, предотвращающие ухудшение состояния человека, но нельзя делать ничего, что улучшило бы его состояние. Так, например, на рану можно было наложить простую повязку, но не повязку с лекарством.
Христос, желая показать, что проявление милосердной и сострадательной любви превыше всего, отвечает на заданный фарисеями вопрос: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? (Мф. 12, 11).
Блаженный Феофилакт поясняет: «Показывает, что они для корысти и для того, чтобы не лишиться овцы, нарушают субботу, для уврачевания же человека не допускают этого. Итак, в одном и том же случае показывает их и любостяжательными, и жестокими, и пренебрегающими Богом, ибо они пренебрегают субботой, чтобы не лишиться овцы, и являются немилосердными тогда, когда не желают исцеления человека».
И действительно, закон дозволял носить корм и оказывать любую нужную помощь животному, упавшему в яму в субботу, а значит, иудеи не могли ничего возразить. Таким образом, Спаситель показывает иудеям, что они щадят животных, но не проявляют милосердия и сострадания к людям, добавляя: Сколько же лучше человек овцы! (Мф. 12, 12).
Для Спасителя каждое исцеление было связано с приобщением исцеляемого к полноте жизни в Царстве Божием, к той самой полноте, которую искали хранившие субботний покой. Господь всегда творит волю Своего Небесного Отца, в том числе и в субботу, а потому одним Своим словом исцеляет сухорукого. Ведь если добрые дела нужно творить всегда, то, конечно, это касается и субботы. Именно поэтому Господь и научает слушающих Его: Итак можно в субботы делать добро (Мф. 12, 12).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Господь показал, что, по Его мнению, дела милосердия гораздо важнее, чем соблюдение закона о субботнем покое, и что, вообще, ради дела благотворения покой этот прерывать не только дозволительно, но и необходимо».
Вся жизнь Христа, дорогие братья и сестры, является исполнением воли Небесного Отца и непрерывным служением людям. То же самое касается и нас: с помощью веры и дел милосердия по отношению к ближним вся наша жизнь становится служением Богу, совершающимся каждую минуту и во всякий момент времени.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!