Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 8, с 51 по 59 стих.
51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54. Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?
58. Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
(Ин. VIII, 51-59)
Господь говорит иудеям, что тот, кто будет Его учеником и исполнит Его волю, тот спасется и не увидит смерти вовек. Исполнение заповедей Божиих восстанавливает человека, который после грехопадения находится в падшем, больном состоянии. Лишь благодать Божия, которая воспринимается человеком по мере исполнения заповедей, восстанавливает его – и он приходит в состояние живого общения с Господом. Богообщение становится возможным через воплощение Сына Божия: Он стал человеком, чтобы мы могли прийти к этой возможности живого Богообщения.
Слова «тот не увидит смерти вовек» касаются двух моментов. В первую очередь, в них говорится об оживлении человека: его высвобождении из плена греха и греховной смерти - это то, что доступно для него уже в этой жизни. В то же время слова эти касаются и будущего существования. Говорится не о тои, что наше тело не увидит тления - это будет, но что смерть перестает быть жутким тупиком, которого боится все человечество. Смерть перестает приводить человека в темницы адовы. Благодаря Иисусу Христу после смерти он переходит к богообщению - вечной и нескончаемой блаженной жизни.
Почему, видя свирепость и злобу иудеев, их нежелание слушать, Христос все же говорит с ними? Будучи Человеколюбивым Учителем, Спасителем мира, всякое общение с родом человеческим Он превращает в возможность хоть для кого-то услышать, поверить и спастись. Иудеи же пытаются перечить и говорят: «Теперь узнали мы, что бес в Тебе». Христовы слова для них настолько неприемлемы, что они тут же решают: раз мы этого не понимаем, то Он либо сумасшедший, либо бесноватый. Вот до чего доводит злоба, зависть и неприятие - они готовы осуждать и клеветать на Него. Все это происходит из-за собственной гордости: раз я не понимаю тебя, значит, ты безумен.
Авраам и все пророки Божии умерли, а Он говорит, что тот, кто соблюдет слово Его, не вкусит смерти вовек, что же Он больше их? Несомненно, так. Все пророки были лишь служителями Бога, а Христос – Сам воплотившийся Бог, Сын Божий. Поэтому все, к чему призывает нас Спаситель, является путем в жизнь вечную. Пророки лишь возвещали волю Божию, указывали на ошибки иудеев и на то, что им делать, чтобы оставаться людьми. Христос дает человеку возможность через соединение с Ним спасаться, наследовать вечную жизнь и менять свое существование. Иудеи не понимают этого, потому что могут видеть в Нем только человека: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?» Они видят в Нем некоего хвастуна, который пытается возвеличивать себя, будто бы не имея на это никакого основания. Это безумие, ведь достаточно посмотреть на поступки, которые совершал Господь. И как говорил Он Сам: «Если не верите словам Моим, посмотрите на дела Мои и увидите, что они делаются Божественной властью».
Безумие сопротивлявшихся иудеев проявлялось и в том, что, когда Господь говорит о словах, они требуют показать дела и явить знамения. Когда Он являет дела, тогда они требуют слов: «Скажи нам, наконец, кем ты являешься?» Стремление постоянно настаивать на своем происходит от внутреннего нежелания принять Его слова. Господь говорит им о жизни, но вместо того, чтобы попросить Его научить, что им надо делать, они спорят и спорят.
Господь говорит: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто». Как у истинно Воплотившегося все, сказанное Им, является истиной. Здесь Спаситель несколько унижает Себя, ради того, чтобы неблагодарные иудеи могли удобнее принять Его слово. Он как бы отказывается от славы и поясняет: «Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш». Каким образом Отец прославляет Сына? Через те чрезвычайные чудеса, которые Он творил, тем самым показывая, что воля Его и воля Бога Отца - одно. Бог Отец неоднократно свидетельствовал о Нем, как о Своем Сыне Возлюбленном, и это знали многие.
Иисус говорит: «Вы не познали Его», то есть не познали Бога Отца, потому что противились Его воле. Человек противится воле Божией, когда желает настоять на своем. С чего началась беда рода человеческого - отпадение людей? Именно с того, что они пожелали исполнить свое: «Воля Божия для нас теперь ничего не значит - мы сами по себе». Так появилась самость, не без помощи дьявола, но тем не менее люди выбрали для себя это. Дальше беда постоянного противопоставления своей воли воле Божией только прогрессирует в людях. О каком живом общении с Богом может тогда идти речь?
В связи с этим нам становятся понятны слова Священного Писания «гордым Бог противится и лишь смиренным дает благодать». Смирение - то состояние, когда человек принимает волю Божию, соглашается с Богом, Его Промыслом и заботой о нас. Здесь становятся понятны призывы Господа, когда Он говорит: «Кто желает идти за Мной, отвергнись себя», то есть откажись от своего ради воли Божией, дай действовать в твоей жизни Богу. Когда Его воля станет главной, тогда в твоей жизни начнутся изменения. Пока этого не произошло, никакого познания Бога быть не может. Причем речь здесь не идет о рассудочном способе: я соглашаюсь или не соглашаюсь с тем, что Бог есть, но о таинственном, внутреннем, познании Бога.
Господь говорит о Боге Отце: «Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец». Здесь Он говорит и как человек: знаю Отца через исполнение Его воли. Но несомненно, что Он знает Бога Отца и по Своей Божественной природе - так, как Его не может знать никакое творение.
«Я знаю Его и соблюдаю слово Его» - вот способ Богопознания: соблюдать слово Его. Дальше Христос говорит об Аврааме, на которого постоянно ссылаются иудеи, называя своим Отцом: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». Святые отцы объясняют, что Аврааму был открыт прообраз будущей жертвы Христовой: как он вел на заклание Исаака, который нес на себе дрова для жертвенного креста, смиряясь перед отцом и волей Божией, так же и Спаситель будет нести свой Крест, принося Себя в жертву за нас. Авраам предчувствовал и понимал, что участвует в прообразовательном деле, и, конечно, возрадовался бы Христу.
Однако иудеи этого понять не могут и говорят: «Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» Здесь Господь, конечно, говорит о том, что видел и знает Авраама, Сам будучи Богом: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». Слова Я есмь как раз свидетельствуют об Его Божестве. «Я есмь» - означает «Я Сущий»: Существующий всегда, Имеющий бытие в Самом Себе.
«Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся» Существует объяснение, что Он стал невидим для иудеев и вышел из храма, пройдя посреди них. Почему Господь скрывается? Поскольку еще не пришло время Его крестных страданий.
Напоминаю всем, дорогие братья и сестры, о необходимости ежедневного чтения Священного Писания, хотя бы по одной-две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.
Священник Анатолий Куликов
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!