Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 29 - 39
29. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30. и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31. таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32. дополняйте же меру отцов ваших.
33. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35. да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.
37. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38. Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
(Мф. 23, 29-39)
Сегодня Святая Церковь предлагает окончание 23-й главы Евангелия от Матфея, где мы слышим завершение тех обличительных слов и речей, которые Господь адресует книжникам и фарисеям, именуя их лицемерами. В этом отрывке Христос говорит, что фактически на их руках кровь тех, кого посылал к ним Господь. Казалось бы, фарисеи оправдывали себя тем, что украшали памятники и гробницы пророков, которых их предки избили и убили, и говорили, что если бы они жили в то время, то не совершили бы таких кровавых преступлений. Но Господь подчеркивает: тем самым они, напротив, привлекают на себя еще большую ответственность за то, что сами не принимают того, что когда-то не приняли их отцы - свидетельства Божия, еще больше обличая самих себя.
Господь говорит, что история Израиля - это история убийств людей Божиих. События, разворачивающиеся перед нами на страницах Священного Писания, подобные истории Ветхого Завета: как народ в лице фарисеев, книжников, других религиозных течений и партий не принимает Христа, свидетельства Божия и не принимает истины спасения. Господь говорит, что праведники от Авеля до пророка Захарии были убиты. Почему Он называет именно этих двух людей? Известно, что Авеля убил Каин, а убийство пророка Захарии описано во Второй книге Паралипоменон в 24-й главе, 20-22-м стихах и происходит во времена царя Иоаса: Захария упрекает Израиль за грехи, и Иоас возмущает против него народ. Они побивают камнями пророка Захарию в самом дворе храма, и он умирает со словами: «Да видит Господь и да взыщет!» Почему Господь упоминает именно пророка Захарию? Потому что в еврейской Библии последней стоит Вторая книга Паралипоменон, в которой изложена история его убийства, а первой, как и в нашей Библии, книга Бытия, где рассказывается об убийстве Авеля. То есть Господь символично обозначает для иудеев, и они прекрасно понимают это, что история Израиля от начала и до конца - это история неприятия, а часто и убийства людей Божиих.
Казалось бы, Господь избирает для Себя израильский народ, но вся история богоизбранного народа фактически оказывается историей богоборческого народа. В этом состоит парадокс Божественного Промысла о человеке. У святых отцов есть разные мнения относительно того, почему Господь выбирает именно израильский народ, если у него идет постоянное противление истине и неприятие божественных истин вплоть до убийства и пролития крови.
Начиная с 37-го стиха и до завершения главы в словах Господа звучит скорбь в отношении этих людей и вообще всего Иерусалима: « Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Это по-настоящему печальные и грустные слова, это печаль отверженной Божией любви к этому народу. В этих словах нам открываются четыре великие истины.
Во-первых, мы видим необычайное терпение Божие: сколько бы ни было противостояния и пролитой крови, убийств пророков, Господь все равно посылает Израилю и Иерусалиму тех, кто свидетельствует об истине. И в этом отношении в любви Божией присутствует бесконечное терпение: несмотря на грехи людей, Господь не бросает их. Во-вторых, звучит призыв Иисуса, то есть Господь говорит, как любящий: Он не тиран в отношении человека, но с любовью призывает всякого. В-третьих, в сердцах людей мы видим грех, который они совершают обдуманно - они не принимают Христа. Важно понять, что сердце человека не отворяется с внешней стороны, но затворено изнутри: ни Бог, ни дьявол не смогут попасть в него, если мы сами изнутри не откроем свое сердце и не направим его в ту или иную сторону.
И последнее - отказ от Христа ведет к погибели. Здесь Господь говорит о погибели Иерусалима: всего через 40 лет, в 70-м году, Иерусалим будет лежать в руинах и развалинах, не останется камня на камне. Это станет следствием отказа от того, что приносит в мир Иисус Христос. Таков исторический факт, что народ, отвергающий Бога, обречен на гибель.
Храни вас Господь!
Священник: Даниил Рябинин
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!