Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 18, ст. 1 - 11
1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
7. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
9. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Мф. 18, 1-11)
Ученики спрашивают Христа о том, кто же больший в Царствии Небесном. Сам вопрос указывает на то, что они до сих пор не имеют представления о том, что такое Царство Небесное. Господь говорит им «если не обратитесь», то есть предупреждает, что они идут путем, ведущим не в Царство Небесное, но противоположным. Здесь можно вспомнить, как мать Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, подходит ко Христу и просит Его посадить их по правую и левую руку от Него в Царствии Его, это говорит о том, что ученики не имеют представления о том, какое именно Царство пришел дать этому миру Иисус Христос.
Господь премудр и поставляет для них малое дитя, говоря: «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» . Оказывается, для того чтобы войти в Царство Небесное и стать его гражданином, нужно стать ребенком.
Какие характерные черты - которых так часто не хватает взрослому человеку, узнавшему этот мир - выделяет Господь в младенце? Какие его качества должны быть полезны всякому христианину? Центральной идеей этого евангельского рассказа является указание Христом на скромность ребенка, который не старается выйти вперед, но пытается стушеваться позади взрослого, старшего, никогда не выставляя напоказ своих, как может показаться ему или кому-то другому, сверх качеств. Ребенок не стремится занять выдающееся положение, но, скорее напротив, хочет остаться в неизвестности. Господь ценит эту черту и желает, чтобы она присутствовала в каждом из нас. Можно сказать, что гордость всегда побеждается скромностью. Человек гордый всегда хочет показать свое «я», свое превосходство над другим, напротив, человек, поборовший в себе этот грех (или страсть) имеет совершенно иное качество сердца - скромность, которая не дозволяет буйства страстей.
Второй момент, на который надо обратить внимание, - зависимость ребенка от родителей, взрослых, понимание, что без их воли и благословения он ничего не может совершить в своей жизни. Хорошо если подобное чувство нашей зависимости от Бога присутствует в каждом взрослом человеке. Но такая зависимость не определяет нас как людей немощных, в каком-то плане ущербных, как это может показаться. Наша зависимость – это понимание и осознание своего места в этой жизни. Ведь смирение не что иное, как принятие всего того, что нам определено Богом в этом мире. Смирение, как и понимание нашей зависимости от Бога, связано со скромностью. Мы не говорим «я достиг всего» или «я хочу и могу справиться с этими жизненными обстоятельствами или препятствиями, возникающими на моем жизненном пути». Напротив, осознавая свою неполноту и невозможность преодолеть что-то, отсутствие всевозможных сил, я понимаю и принимаю свою зависимость от Бога. Христиане называют себя рабами Божиими, и это нисколько не уничижает их человеческого достоинства, напротив, мы радуемся, что являемся рабами Божиими, но не рабами греха.
Третье качество - это доверие, ведь ребенок всегда полностью доверяет своему родителю и знает, что родитель для него - высший авторитет. Хорошо бы каждому человеку иметь такое качество души как доверие к Богу - знать и понимать, что Бог употребляет для нас самое лучшее. Даже когда в нашей жизни совершается что-то плохое, мы должны доверять и помнить, что все это Бог делает ради нашего блага, что это самый лучший способ и самая лучшая ситуация, которые Бог может дать нам сейчас для нашего роста.
«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» . Горе человеку, через которого в этот мир приходит соблазн. Здесь подчеркивается мысль о том, что очень страшно, когда один человек учит другого грешить. Иудеи считали, что самый непростительный грех - учить грешить других людей. Грех, который совершаю я сам, я могу прекратить, как и его последствия, но если я научил грешить другого человека, то последствия никогда не остановятся и грех будет нарастать, как снежный ком, который катится с горы. Соблазнить другого человека - огромный грех, искупить который будет очень сложно. Без сомнения здесь подчеркивается страшное наказание, которое последует человеку, совершающему такое преступление.
Далее Господь говорит, что если твой глаз, рука или нога соблазняют тебя, отсеки руку или ногу, вырви глаз и брось их вон, потому что лучше тебе войти в Царство Божие без них, нежели, имея все, быть вверженным в геенну огненную. Эти слова, конечно, не нужно понимать буквально. Здесь иносказательно говорится, что для того чтобы избежать Божиего наказания, лучше пойти на любую жертву и любое самоотречение, лишь бы быть в Царствии Божием.
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!