Читаем Апостол. 8 сентября. Да, и после того, как мы пришли в Македонию, нам не было никакого покоя

8 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 7, ст. 1–10.

 

1 Мои дорогие, вот какие обещания нам даны! Так давайте очистимся от всего, что оскверняет тело и дух, и посвятим себя Богу, благоговея и трепеща!

2 Так пустите нас к себе в сердце! Мы никому не причинили зла, никого не разорили, ни на ком не нажились!

3 Я говорю вам это не в укор. Я и раньше вам говорил: вы у нас в сердце, мы вместе и в смерти, и в жизни.

4 Велико мое доверие к вам, велика гордость вами! Во всех моих бедах вы для меня утешение и поддержка, и меня переполняет радость.

5 Да, и после того, как мы пришли в Македонию, нам не было никакого покоя. Везде одни беды: вокруг ссоры, в душе страхи...

6 Но Бог, утешение и поддержка для павших духом, и нас утешил и поддержал приходом Тита.

7 И не столько приходом, но и тем, что вы его поддержали. Он рассказал мне, как вы обо мне тоскуете, как сильно горевали и с каким рвением встали на мою защиту. Так что я еще больше обрадовался!

8 Поэтому даже если я вас расстроил своим письмом, то теперь не жалею. Даже если и пожалел - ведь я вижу, что то письмо вас расстроило, пусть и ненадолго,

9 - то теперь радуюсь. Не тому, что вы расстроились, а тому, что благодаря этому огорчению вы раскаялись. Ведь оно - по воле Бога, поэтому мы вам не нанесли никакого ущерба!

10 Огорчения от Бога рождают раскаяние и, значит, спасение, о чем жалеть не приходится. А огорчения мирские порождают смерть.

(2 Кор. 7, 1 – 10)

 

Так звучит этот отрывок в новом русском переводе Российского Библейского общества, которым мы с вами договорились пользоваться в новом учебном году, начиная с 1 сентября.

В этом отрывке мы с вами интереснейшим образом сталкиваемся сразу с двумя стыками. Напомню, что, по мнению многих современных исследователей, Второе послание к Коринфянам состоит из нескольких отрывков, попавших из разных посланий в одно. Действительно, наибольшим количеством соприкосновений этих разных отрывков может «похвастаться» именно 7-я глава. Мы с вами говорили, что с 13-го стиха 2-й главы по содержанию текста логично переместиться как раз на 5-й стих 7-й главы, и многое об этом свидетельствует. С этим моментом мы столкнемся попозже и будем о нем говорить.

Потом мы говорили, что внутри этого отрывка (2 Кор. 2, 13 – 7, 4) мы находим некий кусочек послания, внутри которого есть еще один маленький отрывок. В прошлый раз мы выяснили, что это небольшой отрывок с 14-го стиха 6-й главы по 1-й стих 7-й главы, где апостол Павел поучает коринфян, чтобы они не имели общения с неверующими, язычниками, грешниками. С точки зрения исследователей, этот текст Павел писал раньше всех остальных посланий, даже раньше Первого послания к Коринфянам, потому что в нем Павел упоминает об этом: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками». Так что отрывок 2 Кор. 6, 14 – 7, 1 – это, условно говоря, «нулевое» или «пред-Первое» послание.

Рассуждая об этой вставке, с 6, 13 мы с вами переносились на 7, 2. Как раз 2-й стих 7-й главы мы сегодня и читали. Прочитаем еще раз и начнем с 6, 11, потому что оттуда начинает говориться о том, что Павел желает, чтобы коринфяне раскрыли свои сердца.

6:11 Наши уста, коринфяне, были откровенны с вами, наши сердца для вас распахнуты настежь!

6:12 Это вы, а не мы, затворяете для нас свою душу.

6:13 Я говорю вам, как собственным детям: ответьте нам тем же, распахните сердца!

7:2 Так пустите нас к себе в сердце! Мы никому не причинили зла, никого не разорили, ни на ком не нажились!

7:3 Я говорю вам это не в укор. Я и раньше вам говорил: вы у нас в сердце, мы вместе и в смерти, и в жизни.

7:4 Велико мое доверие к вам, велика гордость вами! Во всех моих бедах вы для меня утешение и поддержка, и меня переполняет радость.

Вот какой интересный отрывок, где Павел, с одной стороны, просит коринфян открыть свои сердца, а с другой стороны, говорит, что его доверие велико, и гордость велика, и что они во всех бедах поддержка и утешение, и Павла переполняет радость. Здесь его возвышенная речь, одновременно просьба и похвала по отношению к коринфянам, обрывается, и опять мы видим, что логика текста несколько нарушается.

7:5 Да, и после того, как мы пришли в Македонию, нам не было никакого покоя. Везде одни беды: вокруг ссоры, в душе страхи...

7:6 Но Бог, утешение и поддержка для павших духом, и нас утешил и поддержал приходом Тита.

Этот перепад объясняется как раз тем, что этот внутренний кусочек с 2, 14 по 7, 4 включительно – это одно послание, а с 2,13 мы перемещаемся на 7, 5 согласно логике текста. Мы с вами уже совершали этот переход, когда читали 2-ю главу, а сейчас для закрепления я предлагаю вам опять открыть 13-й стих 2-й главы и потом переместиться на 7-ю главу, 5-й стих. Мы увидим внутреннюю логику, и станет понятно, почему у исследователей есть основания полагать именно так.

2:12 Но когда я пришел в Троаду возвестить Радостную Весть о Христе и обнаружил, что Господь настежь распахнул для меня двери,

2:13 душа у меня все-таки была не на месте - я не нашел там Тита, нашего брата. Вот почему я попрощался с ними и ушел в Македонию.

7:5 Да, и после того, как мы пришли в Македонию, нам не было никакого покоя. Везде одни беды: вокруг ссоры, в душе страхи...

7:6 Но Бог, утешение и поддержка для павших духом, и нас утешил и поддержал приходом Тита.

7:7 И не столько приходом, но и тем, что вы его поддержали. 

Вы видите, братья и сестры, насколько все логично. Павел в 12-м и 13-м стихах 2-й главы размышляет о том, что он пришел в Македонию, был расстроен, так как не встретился с Титом, и потом речь идет о том, что когда они пришли в Македонию, не было им покоя, но Бог их утешил прибытием Тита. То есть логика подсказывает, что эти два кусочка текста действительно очень хорошо стыкуются. Поэтому не просто так, не «с потолка» исследователи берут свои выводы и идеи, а это является плодом тщательного изучения текста. Это то, что мы называем текстологией – область библеистики, которая занимается тем, что ищет критический текст, изучает различные рукописи, варианты того или иного текста, для того чтобы понять его структуру, понять, из чего он состоит. Мы не говорим об этом в смысле математического доказательства, невозможно доказать, что это именно так. Но все-таки текстология существует, как библейская, так и вообще научная, когда в филологии изучаются разные древние тексты, не только библейские. И мы видим, что иногда такие выводы делаются небезосновательно. Сегодня мы с вами, братья и сестры, имели возможность в большей степени говорить о текстологии, чем о самом тексте.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать