Читаем Апостол. 6 мая. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие?

6 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 9, ст. 19–31. 

19и, приняв пищи, укрепился. || И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

20И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

22А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

26Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.

28И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.

29Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.

30Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

31Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем читать 9-ю главу, где рассказывается о том, что произошло с Савлом, с тем человеком, которого впоследствии мы, христиане, и весь мир узнает как апостола Павла.  Павел встречается с Господом по дороге в Дамаск. Тогда еще евангелист Лука, автор книги «Деяний», называет его Савлом. Но мы понимаем, что на самом деле его всегда звали и Савл, и Павел. Это два варианта его имени. Савл (или точнее – Саул)  – то самое имя, которое было у первого иудейского царя. (Первые три царя – Саул, Давид и Соломон. Саул – тот,  которого помазал Самуил). Или, если переводить в транскрипцию – Шаул. В греческом языке нет шипящих, поэтому каждая шипящая заменяется («Ш», как правило, на «С».) Его имя еврейское, но он был и гражданином Рима, поэтому имел и римское имя – Павел. Римские имена состояли из трех частей – фамилия, имя и прозвище. Фамилия – это родовое имя, имя – личное имя, прозвищем называли человека, чтобы отличать от остальных, у кого, может быть, такое же родовое и личное имя. Скажем, Гай Юлий Цезарь. Гай – личное, Юлий – родовое, Цезарь – прозвище, что означает «кучерявый». Гай Юлий Калигула, прозвище Калигула означает «сапожок». Имя Павел тоже, скорее всего, является прозвищем. Мы не знаем ни личного, ни родового имени апостола Павла. Но само имя «Paulus» - «маленький», и, по всей видимости, это та часть римского имени, которая была прозвищем. На страницах книги «Деяний» мы видим, что автор евангелист Лука начнет называть его Павлом позже, когда тот уже отправится в свои миссионерские путешествия. Пока он называет его еще еврейским именем Савл.

Так Савл встречается с Господом. Господь переворачивает всю его жизнь, говоря, что трудно идти против рожна, трудно идти против Истины. «Ты, Савл, всю свою жизнь хочешь положить на служение Истине, но только не туда идешь. Развернись на 180 градусов и иди». Людей такого темперамента, такой самоотдачи, как у Павла, в человеческой истории встречается не много. Поэтому, действительно, его энергия, его силы, которые он положил на проповедь христианства,  делают его, может быть, самым выдающимся апостолом и самым выдающимся миссионером. Я бы не сказал, что кто-то, как психолог, миссионер, философ, политик, дипломат, в какой-то степени превзошел Павла. Таких, наверно, нет. Все остальное богословие, все остальные святоотеческие труды так или иначе исходят из Евангелия, из Нового Завета, а Новый Завет это больше половины книг, подписанных Павлом. Мы знаем, что, может быть, не все книги написал сам Павел, но, тем не менее, наш новозаветный канон выстроен таким образом, что в нем 14 книг подписаны именем апостола Павла. Четырнадцать из двадцати семи, немного больше половины.

Что же происходит с Савлом? Мы видим, что он крестится и прозревает. И что же он делает дальше? Принимает пищу и несколько дней находится в Дамаске. Он начинает проповедовать об Иисусе, что Он есть Сын Божий: «И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его». Иудеи, видимо, недоумевали долгое время. Пришел тот, кто должен здесь разогнать христиан -  связать, собрать и отправить на суд в Иерусалим. А тут он приходит и вдруг начинает проповедовать, что Христос – Сын Божий, Тот Самый обещанный Мессия. Мы здесь не слышим, что именно говорил Павел. Мы услышим его позже. Даже здесь, в книге «Деяний» мы увидим его несколько прекрасных речей, в том числе миссионерского характера (чего стоит хотя бы его знаменитая речь в афинском ареопаге). И даже если календарь нам не будет полностью эту речь предлагать прочитать, мы все равно ее прочитаем, потому что нельзя упустить эти жемчужины миссионерской дискуссионности, которые Павел нам здесь предлагает.

Итак, решили убить его. «Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине». Мы помним, что Павел об этом упоминает во Втором Послании к Корянфянам, когда пишет о своих бедствиях, о том, сколько раз его били, сколько раз его побивали камнями и знаменитыми «скорпионами» - не просто палкой и плетью, а таким специальным орудием, где на конце были железные коготки, чтобы не только бить, но и выдирать кожу до мяса. Это все было жестоко и болезненно. Он много это описывает. Подробнее всего во втором  Послании к Коринфянам, где пишет о том, что «Сила Божия совершается в немощи человеческой», в том числе и в его немощи. Также пишет о том, что в Дамаске его стерегли, но он был избавлен от смерти, его спустили по стене в корзине, что, конечно, тоже выглядит немного забавно, и со светской, земной точки зрения не добавляет ему преимуществ. Ведь коринфяне часто показывали на Павла и говорили, что он какой-то не солидный, косноязычный, не то, что Аполлос, и его преследуют всякие бедствия. В общем, коринфянам это было презрительно, если не брезгливо. Но Павел говорил том, что, наоборот, это все показатель того, что Господь через его немощь реализует Свою Божественную силу.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

                                                                                                                        Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать