Читаем Апостол. 4 сентября. Для других я, может, и не апостол, но для вас – апостол! Печать моего апостольства – это вы сами, ваша жизнь с Господом

4 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 9, ст. 2–12.

 

2. Для других я, может, и не апостол, но для вас – апостол! Печать моего апостольства – это вы сами, ваша жизнь с Господом.

3. Вот что я говорю в свою защиту тем, кто меня допрашивает.

4. Разве у нас нет права есть и пить?

5. Разве нет права жениться и возить с собой жену из наших сестер, как остальные апостолы, как братья Господа или Кифа?

6. Или это только у нас с Варнавой нет права не работать?

7. А какой наемник воюет на собственные деньги? Какой земледелец, посадив виноградник, не ест своего винограда? Какой пастух не пьет молока от собственного стада?

8. Но это не только примеры из обыденной жизни,

9. о том же говорит и Закон. Ведь в Законе Моисея написано: »Не надевай намордника молотящему волу». Разве о волах заботится Бог?

10. Не для нас ли Он это говорит? Это же для нас написано: «Пахарь пашет и молотильщик молотит в надежде на свою долю урожая».

11. И если мы, посеяв среди вас семена Духа, будем рассчитывать и на материальную долю урожая, неужели мы требуем слишком многого?

12. И раз другие пользуются правом на вашу помощь, то у нас куда больше прав!

(1 Кор. 9, 2–12)

 

Вчера мы с вами читали самое начало Первого послания к Коринфянам, а сегодня оказались в 9-й его главе, в то время как на буднях мы читаем Второе послание к Коринфянам. В современном переводе некоторые отрывки, которые не всегда до конца понятны в традиционном синодальном переводе, становятся более доступными и более живыми, близкими современному читателю. Здесь мы видим, что разговор идет не о богословии, а о теме, которой апостол Павел посвящает много времени и энергии в посланиях к коринфянам – отстаивание своего апостольского авторитета. Павел пытается продемонстрировать, доказать коринфянам, что он имеет апостольский авторитет не меньше, чем кто-то другой. И если человек является апостолом, проповедником, несет людям Евангелие, Благую или, как часто здесь переводится, Радостную Весть, то, конечно, он имеет право питаться от своих трудов. Апостол Павел приводит несколько примеров из жизни и из закона.

Для других я, может, и не апостол, но для вас – апостол! Печать моего апостольства – это вы сами, ваша жизнь с Господом. Некий явный антагонизм в ответ: «Если вы, коринфяне, считаете меня не апостолом, то это совершенно несправедливо. Для других, которым я не проповедовал Царство Божие, в которых я не созидал Евангелие, может быть, я и не апостол, но для вас-то точно апостол, потому что вам-то я проповедовал». Церковь в Коринфе апостол Павел и основал. Помните, он говорит позже в Первом послании к Коринфянам: «У вас может быть много наставников, учителей, но не много отцов, а я вас во Христе Иисусе родил». Павел считает себя духовным отцом Коринфской церкви и, соответственно, они его духовные дети, поэтому для них-то он уж точно апостол. Поэтому он и говорит: Печать моего апостольства – это вы сами, ваша жизнь с Господом. То, что коринфяне с Христом, услышали Евангелие, стали христианами – это печать апостола Павла, его апостольства.

3. Вот что я говорю в свою защиту тем, кто меня допрашивает.

4. Разве у нас нет права есть и пить?

5. Разве нет права жениться и возить с собой жену из наших сестер, как остальные апостолы, как братья Господа или Кифа?

6. Или это только у нас с Варнавой нет права не работать?

Апостол Павел задает серию риторических вопросов. Напомню, риторический вопрос – это вопрос, который не требует ответа, ответ на который очевиден. Мы помним, что апостол Павел был мастером риторики, построения убедительных речей и доказательств. Часто он это делает с помощью парадоксов, то есть каких-то, казалось бы, взаимоисключающих утверждений, но при этом делает это так убедительно, что начинаешь понимать, что истина парадоксальна и не может быть однобокой. Либо делает это с помощью таких вопросов, что сам человек призван задуматься об очевидности ответа и тем самым признать правоту аргументов Павла.

Разве у нас нет права есть и пить? Конечно, если апостол проповедует, то может есть и пить. Разве нет права жениться и возить с собой жену из наших сестер (то есть христианок), как остальные апостолы, как братья Господа или Кифа? Многие апостолы ведь имели семью, жену, тот же апостол Петр; мы даже знаем, что в Евангелии Господь исцелил его тещу. У апостола Павла, как мы знаем из предания, жены не было. Может быть, когда-то была, и он овдовел, может быть, никогда не было. Но речь идет о том, что Павел в свои миссионерские путешествия всегда идет без семьи, один или с кем-то из своих сотрудников. Скажем, здесь упомянут Варнава. Или это только у нас с Варнавой нет права не работать? То есть «Это только мы должны работать, несмотря на проповедь, а остальные могу проповедовать и не работать?»

7. А какой наемник воюет на собственные деньги? Какой земледелец, посадив виноградник, не ест своего винограда? Какой пастух не пьет молока от собственного стада?

8. Но это не только примеры из обыденной жизни,

9. о том же говорит и Закон. Ведь в Законе Моисея написано: »Не надевай намордника молотящему волу». Разве о волах заботится Бог?

10. Не для нас ли Он это говорит? Это же для нас написано: «Пахарь пашет и молотильщик молотит в надежде на свою долю урожая».

11. И если мы, посеяв среди вас семена Духа, будем рассчитывать и на материальную долю урожая, неужели мы требуем слишком многого?

12. И раз другие пользуются правом на вашу помощь, то у нас куда больше прав!

Павел отстаивает свой апостольский авторитет и авторитет своих сотрудников, в частности Варнавы, говоря, что как раз им надлежит вкусить плода, ибо они были основателями этой церкви.

Дальше мы с вами сегодня не читали. Однако продолжение 12-го стиха как раз дает понимание, почему Павел все-таки не пользуется этими правами. Он не в одном месте говорит почему, но здесь, во второй половине 12-го стиха, он говорит очень четко: И все же мы никогда не пользовались этим правом, наоборот, мы миримся со всем, чтобы ничем не помешать Радостной Вести о Христе. Павел завершает свою речь выводом: «Мы могли бы всем этим пользоваться, как прочие апостолы, но мы сами трудимся и зарабатываем, ничего у вас не просим, не хотим ничем пользоваться, только чтобы не помешать Радостной Вести о Христе». Здесь используется Радостная Весть, как и в большинстве случаев в этом переводе. Имеется в виду: «…чтобы не помешать распространению Евангелия, чтобы не подумали, что мы распространяем Евангелие с корыстными целями, чтобы заработать, чтобы каких-то людей поставить себе на службу». Павел этого никак не мог допустить.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать