Читаем Апостол. 3 мая. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги

3 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 8, ст. 18–25. 

18Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Итак, мы с вами слышим сегодня, братья и сестры, продолжение истории о деятельности вначале диакона Филиппа, а потом апостолов Петра и Иоанна в Самарии. Как мы с вами говорили, весть евангельская потихонечку распространяется за пределы Иудеи. Самария это область, которая непосредственно была рядом с Иудеей, и логично, что апостолы в первую очередь оказались после Иудеи в Самарии. Напомню, что Самария, хотя исторически была тоже частью израильской иудейской земли, но все-таки  в результате определенных событий, связанных с возвращением из вавилонского плена, с заселением в разных территориях, и, соответственно, с тем, что иудеи в Самарии построили свой храм, а самаряне имели свое место для молитвы (об этом мы даже можем вспомнить из диалога Христа и самарянки из Евангелия от Иоанна), то, соответственно, иудеи считали самярян раскольниками, еретиками, а иногда чуть ли не приравнивали их к язычникам. То есть, отношение было очень жестким. Мы понимаем, что когда религия носит характер закрытый, когда она ограничена этнически, когда она, в общем-то не стремится к тому, чтобы спасти как можно больше людей, а, наоборот, говорит о том, что есть избранное малое стадо – иудеи, а все остальные – кто отпал, кто не такой - все погибнут: язычники, самаряне и пр. Т.е, такая тенденция к тому, чтобы отделиться. Все остальные пусть погибнут, а мы спасемся. Это, конечно, подход, скорее, ветхозаветный в широком смысле этого слова. Когда люди жили вначале небольшими группами, потом – побольше. Скажем, какие-то древние цивилизации, древние племена, и считали, что они - какие-то особо избранные по отношению к каким-то другим соседним племенам, что у них самый сильный бог, самый правильный, и что только ему они должны поклоняться. Ведь помните, братья и сестры, поначалу в Ветхом Завете мы находим такие фразы, такие высказывания, которые говорят нам о том, что авторы этих фраз признают некое существование, скажем, каких-то других племенных богов (допустим, «исповедайтеся богу богов», «бог ста в сонме богов»), т.е,  изначально речь в Ветхом Завете шла о том, что Бог израильский, Бог Авраама, Исаака и Иакова – это Тот Бог, Который покровительствует иудейскому богоизбранному народу.

И уже ближе к эпохе пророков, и потом, тем более после возвращения из вавилонского плена, становится уже яркой и ясной идея о том, что Бог в принципе Един. Это, может быть, то важное, что принесли пророки. Может быть, вы слышали когда-нибудь о Карле Ясперсе, который говорил о так называемом «осевом времени», т.е.,  он обратил внимание на то, что в Иудее были пророки, в Греции – философы, в Индии – буддийское учение и еще где-то какие-то проявления того (причем независимо друг от друга), что люди стали понимать, что Бог Един, и каждый человек несет личную ответственность перед ним, независимо от принадлежности к тому или иному народу.

Вспомните, именно у пророков появляются обличения Израиля, иудеев такого плана –  не думайте вы, что если принадлежите к иудейскому народу, вы автоматически угождаете Богу, что понятие личной ответственности, не племенной, не племенных преимуществ, не корпоративной этики… А ведь даже десять заповедей. Напомню, мы об этом говорили тоже, ведь они тоже являются частью корпоративной этики. Ведь «не убей», «не прелюбодействуй», «не укради» - по отношению к кому распространялось? К единоплеменникам. Иудей не должен был убивать другого иудея, воровать у другого иудея, брать жену другого иудея. Но когда иудеи сталкивались с язычниками, эти заповеди ведь не работали. Можно было убить язычника безнаказанно, взять его имущество, взять его жену, все разорить, детей  убить. Вспомните завоевание языческих территорий. Поэтому преодоление этой узко корпоративной племенной этики наступает где-то во времена пророков, если брать Иудею, а также этот прорыв мы видим в Греции и в Индии. Потому что в Индии тоже, например, была строго кастовая система, и никаких моментов, что кто-то может преодолеть эту систему хотя бы на каком-то уровне, невозможно было представить («брахманизм» так называемый). Но, тем не менее, иное учение, которое принес Будда, говорило о том, что важно, как человек сам предстоит  перед божественной реальностью один на один. Вот эти явления Карл Ясперс объединил и назвал «осевым временем». Поэтому, конечно, то, что потом впоследствии, уже после этого «прорыва» принес Иисус Христос  –  было еще более революционным моментом, связанным с пониманием того, что, действительно, все люди – дети Отца Небесного. И во Христе Иисусе каждый человек имеет возможность обожения. И независимо от народа, от племени («нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного во Христе Иисусе… ни варвара, ни скифа»). Это, конечно, очень серьезный прорыв, просто мы не всегда понимаем остроту этого момента. Живем в 21 веке и привыкли ко многим таким цивилизационным подвижкам, успехам, прогрессу, гуманистическим ценностям. Нельзя, например, выйти просто так на улицу, убить человека другой религии или другой расы, славя Господа и сказать, что я безнаказанно это сделаю и даже глазом не моргну. Нет. Гуманистические ценности, подлинно гуманистические и даже, можно сказать, в какой-то степени подлинно демократические они, несомненно, выросли на закваске христианства.

Это вышло такое лирическое отступление, связанное с отношением иудеев к самарянам. А отношение самарян к иудеям было тоже похожим. Итак, мы видим, что тот Симон, который тоже  поверил, пришел к апостолам и попросил за деньги дать ему дар Святаго Духа, чтобы он мог его распространять на всех остальных. Хотя сам Симон тоже был, как написано, волхвом, и выделывал очень многие необыкновенные вещи, за что его, помните, называли «великая Сила Божия». Но апостолы сказали, что за деньги они этого давать  ему не будут, так нельзя. И с тех пор появилось слово «симония» -  это покупка церковных должностей, покупка возможности стать священнослужителем, т.е. хиротонию совершить за деньги. На протяжении церковной истории, если мы будем читать источники, хоть византийского, хоть российского периодов, мы столкнемся с тем, что такое явление, к  сожалению, имело место быть, но, тем не менее, оно всегда называлось «симония» по имени этого Симона-волхва.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

 Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать