Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 2, ст. 13–20.
13. и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14. истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15. отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17. это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19. и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений.
(Кол. 2, 13 – 20)
Здесь, дорогие братья и сестры, апостол Павел продолжает рассуждать о том, как раскрывается тайна спасения человечества: именно через Иисуса Христа, через Его спасительный подвиг, через Его смерть на Кресте и Его славное воскресение свершилось спасение рода человеческого. 13, 14 и 15-й стихи говорят об этом событии.
И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи. Речь идет о том, что Господь Иисус Христос колосским христианам, которые были мертвы во грехах и необрезании плоти , прощает все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту. Похожее место есть и в Послании к Ефесянам, которое будет читаться позже. В этих двух параллельных местах есть одна и та же неточность перевода, довольно сильно искажающая само богословское понятие о спасении, которое на самом деле приходит через Самого Иисуса Христа, через Его личность, через Его подвиг, Его Крест и воскресение. В переводе 14-го стиха получается, что рукописание наших человеческих грехов Господь Иисус Христос истребляет учением, но это, конечно, неправильно. Смысл прихода Господа в мир был вовсе не в том, чтобы дать какое-то новое учение в теоретическом смысле этого слова: якобы Господь сказал что-то, апостолы это записали, и теперь мы имеем учение, и им прощаются наши грехи, уничтожается их рукописание. Нет, наше спасение происходит Самим Христом, Его личностью, Его присутствием в этом мире. Слово учение правильнее будет перевести как «пункт закона, постановление закона Моисеева». Все, чем мы согрешили, во всяком пункте, было «записано», условно говоря, в определенной символической книге - рукописание грехов. Получается, что Господь истребил Своей крестной смертью и воскресением бывшее о нас рукописание по всем пунктам закона. Вот как будет правильнее перевести это место, и очень важно верно понимать смысл этого фрагмента.
Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою . Это тоже очень интересный образ. Под начальством и властью подразумеваются духи тьмы, духи злобы, служители дьявола, которые пытаются уловить человека через его грехи. Сказано, что Господь через Крест отнял силы у этих начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою . Оригинальный греческий текст свидетельствует о том, что здесь апостол Павел пользуется описанием военной победы: Господь, как победитель, отнимает силы, разоружает эти начальства и власти, подвергает их позору вследствие Своей победы.
Дальше апостол Павел дает нравоучения: Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе. Апостол Павел говорит о том, что за соблюдение всех этих постановлений, в том числе иудейских, связанных с пищей, питием, иудейскими праздниками, новомесячием или даже субботой (величайшим постановлением Ветхого Завета), никто не осуждает. Э то есть тень будущего, а тело — во Христе , то есть, собственно говоря, пришла Сама Благодать, пришел Христос, а все то, что было в Ветхом Завете, – это была тень будущего пришествия Христова. Мы видим, что эта полемика апостола Павла похожа на полемику с лжеучителями в Послании к Галатам и в Послании к Филиппийцам, когда апостол Павел говорит: берегитесь псов, берегитесь обрезания .
Здесь проблема отчасти схожая, хотя в 18-м стихе мы видим, что есть и иная проблематика: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом . То есть речь идет еще и о каком-то служении ангелов. Это было больше свойственно гностицизму, о котором мы уже немного говорили, - религиозному направлению, существовавшему до христианства, в первые его века и имеющему место по сей день. Это была попытка соединить какие-то разнообразные учения, создать определенную иерархию. Христос в этой гностической иерархии занимал высокое место, был одним из ее духовных лидеров. Ангелы были пониже, но тем не менее тоже важны, и нужно было обращаться к Самому Богу не только через Христа, но и через этих ангелов. Если кто-то соприкасался с эзотерической литературой (скажем, Елены Петровны Блаватской, которая много писала и которую много критикуют наши религиоведы и сектоведы), то мог увидеть, что там все эти иерархии очень подробно расписаны. В древности было приблизительно то же самое.
Служением ангелов апостол Павел, возможно, собирательно называет это религиозное направление, связанное с установлением иерархии и почитанием каждого ее члена. Павел говорит, что не надо обольщаться самовольным смиренномудрием и служением Ангелов , когда подразумевалось, что нужно еще определенным образом достучаться до Христа через этих ангелов, донести свои молитвы. Апостол называет это самовольным, ложным смиренномудрием, когда - якобы из-за смирения - эти люди не дерзают чаять спасения напрямую от Христа, но обязательно нужны еще какие-то дополнительные посредники между человеком и Христом в виде этой ангельской иерархии.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!