Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 1, ст. 18–20; глава 2, ст. 8–15.
1:18. Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
1:19. имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
1:20. таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
2:8. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
2:9. чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
2:10. но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
2:11. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
2:12. а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
2:13. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
2:14. и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
2:15. впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
(1 Тим. 1, 18 – 20; 2, 8 – 15 )
Напомню, что иногда отрывки, которые предлагает нам церковный календарь, читаются с разрывом. Мы видим, что пропущен фрагмент между стихами сегодняшнего отрывка. Первая и вторая части по смыслу никак не связаны, поэтому мы можем говорить о них как о двух разных смысловых отрывках.
Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать. Здесь идет речь о некоторых людях, которые потерпели кораблекрушение в вере , отвергнув добрую совесть и веру . Мы не знаем, кто они были, но апостол Павел за их кораблекрушение в вере предал их сатане, чтобы они не богохульствовали . То есть они произносили какую-то хулу на Бога, непочтительно относились к Нему, поэтому апостол Павел предал их сатане , что означает предание анафеме. Несколько бесед назад мы говорили, что анафема – это отлучение, выделение человека из религиозной среды, из Церкви или в Ветхом Завете из синагоги. Предать сатане – синонимичное выражение, которое означает «отделить человека от Церкви», то есть выделить из той области, где действует Дух Святой и потому сатана не может беспрепятственно действовать на человека. Когда человек отлучается от Церкви, предается анафеме, или предается сатане, это означает, что он живет вне Церкви, подвержен искушениям и воздействию сатаны в большей степени, так как не имеет церковной защиты.
В отрывке из второй главы, речь идет о том, как подобает молиться в собрании мужчинам и женщинам, а также вообще об отношениях мужчины и женщины. Этот отрывок, конечно, очень интересен и является дискуссионным, в особенности для современного человека, поскольку много говорится о том, какими все-таки должны быть отношения между мужчиной и женщиной. Должны ли это быть отношения в иерархии или равноправии, а если в иерархии, то «кто в доме главный»? Как бы там ни было, мы должны сказать, что во всех традиционных религиях – иудаизме, христианстве, исламе, индуизме – есть определенная иерархичность. Во главе жизни человека – Бог (называемый по-разному в той или иной религии); далее идет мужчина, который всеми своими силами устремляется к Богу, и для него ничто и никто кроме Бога не может быть главным; затем – женщина, которая все свои чаяния и силы отдает на служение своему мужчине, который служит Богу. Когда все звенья этой иерархии работают, тогда, согласно религиозным представлениям, все получается так, как и должно быть.
Мир идет вперед, появляются гуманистические ценности. Очень много времени и сил человечество потратило на то, чтобы прийти к идее равноправия разных людей, в частности по принципу пола. В некоторых случаях женщина главенствует, и даже говорится о том, что она должна главенствовать. Как к этому относиться – личный выбор каждого человека, но если мы обратимся к Писанию, то увидим вполне конкретные указания на этот счет.
Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии . Для современного человека, тем более для современной женщины, это звучит достаточно радикально. Тем не менее в общинах, в том числе в христианской, было не принято, чтобы женщины говорили вслух, то есть в присутствии всей общины они не имели возможности возносить общественную молитву или участвовать в каких-то разговорах, беседах. Об этом говорится и в Послании к Коринфянам.
Когда в общине какой-то человек, наделенный духовными дарами, способностью к проповеди, растолковывал Священное Писание, его слушали мужчины, принадлежащие к этой общине, и каждый из них понимал этот комментарий в меру своих сил, своей осознанности, образованности. Женщины могли все это слушать, но не могли задавать вопросов. Когда муж с женой возвращались домой (об этом и писал апостол Павел в Послании к Коринфянам), женщина могла просить каких-то разъяснений у своего мужа, и он в своей интерпретации рассказывал жене, как понял ту или иную истину. Тем самым, истина приходила женщине непосредственно от ее мужчины, и именно ее мужчина был для нее учителем, проводником к божественным духовным истинам. Прочная связь и иерархичность очень четко работали.
Сейчас говорят о том, что женщины могут быть не менее и даже более образованными, слушать проповедников наравне с мужчинами и даже дать им фору, научить своего мужчину чему-то. Это происходит не только потому, что женщины стали достаточно эмансипированными, но и потому что мужчины подчас вообще не интересуются никакими духовными реалиями, для многих из них это является чем-то ненужным. Посмотрим даже на тех, кто ходит в православные храмы, на какие-то беседы, собрания, учебу, епархиальные курсы – как правило, женщин там больше.
Это, конечно, проблема обоюдоострая. Если женщина учит и властвует над мужем, то вся иерархия рушится, и на глубоком мистическом, духовном уровне рушатся отношения. Получается, что мужчина уже не движется к Богу, а женщина делает это «через голову» мужчины. Их взаимосвязь устанавливается и может какое-то время продержать эти отношения, но все-таки в каком-то глубинном смысле такие отношения будут в некотором роде ущербными.
Другое дело – что греха таить, – современный человек, даже посещающий Церковь, часто вообще не думает о каком-то духовном восхождении, о том, что мужчина должен высшей ценностью полагать Бога, а женщина – слушать такого, движущегося к Богу, мужчину. Все это практически напрочь ушло из жизни людей, поскольку основная масса прихожан и в особенности «захожан» посещает церковь именно для того, чтобы решить какую-то свою проблему, подчас бытовую. Люди молятся Богу, когда в жизни что-то идет не так, но мало кто предполагает какой-то рост, динамику. Движутся к Богу в основном единицы, которые «увлеклись» духовностью, а «православные христиане», которые изредка посещают храм ради какой-то нужды, могут и пальцем у виска покрутить, сказать: «Не слишком ли ты погрузилась в духовность, не пора ли тебе полечиться?». Такое бывает, братья и сестры, но мы с вами призваны глубже, осознаннее, духовно понимать те или иные вещи, не идя на поводу у каких-то социальных принципов, в частности равноправия, которое стало так дорого для многих людей.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!