Читаем Апостол. 23 декабря. Приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов

23 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 10, ст. 1–18.

 

1. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.

2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

3. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,

4. ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

6. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

8. Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил»,

9. потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.

10. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

11. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

12. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,

13. ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

14. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

15. О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:

16. Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,

17. и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

18. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

(Евр. 10, 1 – 18)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами снова прочитали достаточно пространный отрывок из Послания к Евреям, следующий практически сразу за отрывком, разобранным нами в прошлый раз. Прямая смысловая связь этих отрывков очевидна. Мы говорили о том, что понятие жертвы, необходимости пролития крови ради прощения грехов – это понятие ветхозаветное в широком смысле этого слова, то есть оно существовало как у иудеев, так и у язычников. У них это понятие было глубоко укоренено: как угодить Богу, выпросить у Него прощения грехов, как «договориться» с Богом, что Ему принести, чтобы Он в ответ тоже что-то дал. Считалось, что это возможно через жертвоприношение, через пролитие крови. Сейчас, в свете Нового Завета нам это кажется несколько странным, и хочется задать вопрос: анужно ли Богу, чтобы проливалась чья-то кровь? Тем более что в разных языческих народах, например, в Вавилоне и у индейцев Америки, был обычай приносить человеческие жертвы. Апостол Павел пишет, что понятие о необходимости кого-то убить, пролить кровь, должно быть отнесено к прошлому, к понятию Ветхого Завета. Новозаветный человек не должен так мыслить свои отношения с Богом, иначе он просто застрянет в Ветхом Завете. Об этом Павел пишет и здесь, продолжая тему, начатую в 9-й главе.

Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Очень интересная мысль: оказывается, что постоянные жертвоприношения – ежегодные или даже более частые – напоминали людям о том, что они грешные и должны постоянно приносить какие-то жертвы. Мысль апостола Павла заключается в том, что Богу это не угодно (об этом сказано в сегодняшнем отрывке ниже). Во Христе Иисусе была принесена одна великая Жертва.

В прошлый раз мы задавали себе вопрос: неужели Богу Отцу было нужно пролитие Крови Своего Сына, неужели эта идея жертвы распространилась даже на отношения Бога Отца и Бога Сына? На мой взгляд, следует посмотреть на это немного с другого ракурса: жизнь, смерть, славное воскресение и вознесение Господа нашего Иисуса Христа – все это одно целое. Божественная любовь воплотилась, и следствием того, что столкнулись Божественная любовь и человеческая ненависть, человеческий грех, явилось неприятие Божественной любви и распятие этой Любви на Кресте, то есть одно вытекает из другого. Божественная любовь – это всегда и Божественная радость, но сталкиваясь с человеческим грехом, Божественной любви иногда приходится быть распятой на Кресте. Идея ветхозаветной жертвы в данном случае не работает, это совершенно иное понимание. Апостол Павел говорит, что невозможно кровью тельцов и козлов очистить, уничтожить грехи. Наивно думать, что Богу требуется пролитие крови в качестве причины для прощения человека, отпущения грехов ему или целому народу.

Этот момент очень важен, поскольку мы сами, к сожалению, еще не вышли из этого понимания. Например, когда совершается Божественная литургия, мы говорим, что это бескровная жертва, тем самым выражаемся языком Ветхого Завета. Мы с вами в некотором отношении вспоминаем жизнь, смерть и воскресение Господа нашего, и многие прихожане думают, что мы еженедельно приносим жертву. Мы уже не режем козлов и тельцов, а священник вырезает хлеб, люди несут какие-то приношения, ставят свечи, и это все похоже на ветхозаветные жертвы, только без пролития крови.

Но ведь сущностное понимание литургии не таково. Речь не о том, что мы каждый раз повторяем жертву, которую принес Иисус Христос, «проигрываем» Его жизнь. Очень удачное понимание, на мой взгляд, дано протоиереем Александром Шмеманом в его книгах, посвященных Евхаристии. На литургии происходит не воспоминание, а актуализация. Мы не вспоминаем, не повторяем за каждой литургией то, что когда-то было, но прорываемся сквозь оковы времени и оказываемся вместе со Христом во время Его жизни, смерти и воскресения, оказываемся в той Литургии, когда Он принес Себя за то, чтобы были прощены наши грехи.

Христос Своей любовью покрыл ненависть Своих врагов. Это естественное следствие столкновения любви и ненависти, а не желание пролить кровь ради того, чтобы состоялась жертва. Любовь страдает, она бывает распинаема и при этом прощает своих распинателей. Если мы посмотрим с этой точки зрения, то ничто не будет нас смущать. Тогда вопросы о том, кто, кому принес эту жертву, и почему вообще нужно было так жестоко приходить к искуплению, возможно, снимутся сами собой. Это естественное следствие того, что человеческий грех не принимает Божественную любовь, а она покрывает этот грех, прощает, омывает и самого грешника приводит к спасению и Царству Божию. Очень важно, братья и сестры, понимать это правильно.

Божественная литургия – это возможность соединиться со Христом целостно, с Его жизнью, и Его смертью, умереть и воскреснуть вместе с Ним, единственным Иисусом Христом, Который всегда один и тот же – глава Церкви. Смысл литургии в том, чтобы мы могли лучше ощущать то, что Господь простил нам наши грехи. Ведь так и есть, даже здесь во 2-м стихе написано: Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Если мы приходим на литургию как на ветхозаветную жертву, значит мы по-прежнему думаем, что нам надо постоянно приносить жертву, для того чтобы Бог нас простил. А если мы понимаем, что Бог уже совершил однажды наше спасение, и на Божественную литургию мы приходим, чтобы воспринять это спасение, открыть свое сердце, убрать все преграды нашего нечистого ума и сознания, впустить в себя это спасение, тогда нет никакого сознания грехов, ведь Бог эти грехи уже очистил. Таким образом, жертва Иисуса Христа перестает делать актуальными какие бы то ни было жертвоприношения. Необходимо очищать свой ум, свое сознание, открывать свое сердце, чтобы плоды Божественного спасения созревали в нашем сердце, чтобы наше сердце стало вместилищем Бога и внутри нас созидалось и возрастало Царство Божие.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать