Читаем Апостол. 22 декабря. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя

22 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 9, ст. 8–10, ст. 15–23.

 

8. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.

9. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,

10. и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

15. И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,

17. потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18. Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,

20. говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23. Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

(Евр. 9, 8–10, 15–23)

 

Дорогие братья и сестры, это достаточно пространный отрывок из Послания к Евреям, которое мы с вами читаем уже некоторое время. У церковного календаря есть специфика, мы видим, что это чтение немного непоследовательное: сегодняшний отрывок разрывается между 10-м и 15-м стихами. Тем не менее мы можем ориентироваться на общий контекст Послания.

В этом послании апостол Павел обращается к евреям. Слово евреи в то время имело несколько иное значение, чем сейчас, это были самые ревностные иудеи. Поэтому к ним апостол Павел не писал, а писал, скорее, к христианам из иудействующих. Здесь есть огромное количество ссылок на Ветхий Завет и попыток найти в нем прообразы того или иного события или человека из Нового Завета. В этом отрывке апостол Павел тоже сравнивает Ветхий и Новый Заветы.

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Прежняя скиния – это образ Ветхого Завета. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления, то есть до времени пришествия Иисуса Христа, до времени становления Нового Завета.

Далее происходит разрыв, и в этом пропущенном, с 11-го по 14-й стихи, тексте апостол Павел начинает вести речь об Иисусе Христе. В 15-м стихе он продолжает говорить о Христе, и это нужно иметь в виду, потому что этот стих сразу начинается с местоимения Он, относящегося к Иисусу Христу, хотя с учетом данного разрыва это может быть понятно и не сразу.

И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Эта мысль достаточно очевидна: должна последовать смерть завещателя, чтобы завещание вступило в силу, то есть Ветхий Завет должен отойти в прошлое, так как он выполнил свою задачу, и теперь пришла пора нового завета. Если же мы не дадим Ветхому Завету «умереть», тогда не будет иметь силы само завещание, потому что завещание не имеет силы, когда завещатель жив. Совершенно верное замечание, которое актуально и по сей день.

Далее говорится о том, что первый завет был утвержден не без крови. В Ветхом Завете очищение от грехов постоянно происходило через принесение жертв, через пролитие крови. Апостол Павел подытоживает свое рассуждение: Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. Образы небесного – это, опять же, прообраз из Ветхого Завета. То, что было ветхим, было призвано очищаться через кровь, поэтому в жертву приносились животные. В язычестве иногда приносились, к сожалению, даже человеческие жертвы, вплоть до младенцев. Считалось, что кровь может стать субстанцией, фактором, который станет причиной отпущения грехов.

Апостол Павел пишет, что так должно было происходить в Ветхом Завете, но самое же небесное лучшими сих жертвами. То есть с пришествием Нового Завета, пришествием Христа, очищение и прощение грехов происходит иным образом. Весь Новый Завет, в частности Послание к Евреям, говорит о том, что во Христе Иисусе уже пришло это прощение, уже не требуется никаких кровавых жертв, потому что Христос эту жертву принес. Можно сказать, что со времен Иисуса Христа понятие необходимости жертвы в ритуальном смысле слова отходит в прошлое вместе с ветхозаветным восприятием.

Задумаемся, братья и сестры, над вопросом, на который мы часто не обращаем внимания. К сожалению, мы не вполне отошли от ветхозаветного понимания, характерного как для библейского иудейского, так и языческого общества, что мы должны принести какую-то жертву. В древности это было пролитие крови, сейчас мы воспринимаем это по-другому, но все равно считаем, что для прощения Богом наших грехов должны принести какую-то жертву. По большому счету наше сознание не сильно отличается от иудейского. Нам кажется, что Бог все еще нас не простил и нам нужно что-то еще Богу дать, принести какую-то жертву. Возможно, это не заколение животного, как в древности, но надо как бы договориться с Богом, чтобы Он все-таки нас простил.

Жизнь и смерть Иисуса Христа воспринимаются в основном именно в этом ракурсе: Христос есть Жертва Нового Завета. Подчас сама жизнь Христа воспринимается отдельно от Его Крестной смерти. Получается, что самым главным были страдания Сына Божия, жертва ради нашего спасения. В богословии существует очень много дискуссий: кому была принесена жертва, почему она вообще потребовалась, неужели Бог такой жестокий, что требует жертву, тем более Своего собственного Сына? Много вопросов, но опять же в основном потому, что в нашем сознании все еще существует ветхозаветное понимание: невозможно, чтобы Бог простил, если не прольется кровь. Поэтому для искупления пролилась Кровь Сына Божия, Иисуса Христа.

Иисус Христос пришел возвестить людям о Божественной любви, пришел просветить людей, и ответом на эту Божественную любовь была ненависть некоторых людей, фарисеев. Многие не приняли то, что принес Господь, не приняли Его как Сына Божия, не приняли Его Божественной любви. В ответ на эту любовь люди распяли Иисуса Христа. Его смерть, Его страдания были естественным следствием Его жизни. Жизнь, смерть и воскресение Господа нашего нераздельны, поэтому мы смотрим на Его Крестную смерть совсем под другим углом. Господь не искал страданий специально, но Ему суждено было пострадать, потому что, к сожалению, часто ответом на Божественную любовь становится человеческая ненависть. Говорю это к тому, братья и сестры, чтобы мы понимали наш собственный путь в этом ракурсе. Христианин не вечно страдающий или стремящийся к страданиям человек. В психологии есть понятие «комплекс жертвы»: хлебом не корми, надо пострадать. Как будто быть унылым, страдающим человеком – это чуть ли не главный признак хорошего христианина. Нет, ни в коем случае! Человек живет со Христом как раз в радости, в искуплении, прощении, но если жизнь будет вести к тому, что нужно будет что-то претерпеть, перенести скорби и страдания, то христианин должен быть готов к этому. Есть психопатологический феномен, когда человек наслаждается своими страданиями, ищет их именно ради того, чтобы ими упиваться. Этот подход, конечно, не является христианским, и мы должны помнить об этом.

Во Христе Иисусе нам не требуется приносить какие бы то ни было жертвы для получения прощения, ибо Бог любит нас и простить нас Ему ничего не стоит, главное, чтобы мы были готовы открыться для этого прощения и Божественной любви.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать