Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 15, ст. 12–19.
12. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14. а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16. ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18. Поэтому и умершие во Христе погибли.
19. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
(1 Кор. 15, 12–19)
Мы уже приближаемся к окончанию Послания к Коринфянам. После того как апостол Павел в 12-й, 13-й и 14-й главах вел разговор о дарах духовных, в 15-й главе он решает поговорить о самом важном основании христианской веры. Эта глава посвящена теме воскресения из мертвых Иисуса Христа и, как следствие, учению о воскресении мертвых вообще.
Тот факт, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, является, как вы все прекрасно знаете, братья и сестры, основным догматом, фундаментом веры христианской. Мы знаем, что основной праздник христианской Церкви – это Пасха. Все остальные праздники мы тоже по-своему любим, а Рождество Христово чисто по-человечески мы любим, может быть, даже наравне с Пасхой, а кто-то и больше. Но с точки зрения Церкви, догматического и вероучительного понимания все-таки Пасха называется Праздником праздников и Торжеством из торжеств и несравнима по своему значению ни с одним другим праздником. Именно то, что Христос воскрес, дает нам право верить и надеяться на то, что все мы, находящиеся во Христе, также пройдем через это, то есть воскреснем во Христе. Конечно, речь идет о том, что все люди воскреснут, о всеобщем воскресении. Другое дело, что дальше, в вечности, кто-то будет жить с Богом, а кто-то может оказаться вне Бога, в месте отвержения и мучения. Но то, что воскреснут все, исповедуется в христианской догматике.
Для самих христиан важно именно то, что мы все держимся Христа. Мы соединяемся с Ним в течение нашей жизни во время таинства Евхаристии, в молитве, поэтому мы ожидаем воскресения мертвых как чего-то радостного, поскольку это нас соединит с Христом. Помните, как апостол Павел говорил в Послании к Филиппийцам: Желаю разрешиться – то есть умереть, разрешиться от этого мира, «развязаться» и уже не иметь попечений мирских – и быть со Христом. Поэтому для христианина смерть и последующее воскресение – ожидаемое, желаемое событие.
Именно поэтому в ранние века христианства мученики с радостью, с благодарением шли на мучительную смерть. Конечно, по-человечески они боялись, испытывали боль, от этого никуда не деться, потому что человек есть человек. Сам Христос, будучи одновременно человеком и Богом, как человек испытывал мучения реально, а не воображаемо (как считали некоторые еретики, особенно в ранние времена христианства). И мученики, испытывая боль, физические страдания, внутренне уже предвкушали свое воскресение, встречу со Христом. Они твердо верили в то, что как Христос воскрес, так и они, верные ученики и воины Иисуса Христа, проследуют этой дорогой.
Здесь апостол Павел пишет как раз об этом. Он борется с неверным пониманием, которое, видимо, существовало в христианстве в то время (да и сейчас наверняка существует), что воскресения мертвых не будет, что надежда на Христа и все отношения с Ним имеют смысл только в этой жизни. Апостол Павел заканчивает сегодняшний отрывок фразой: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. То есть нет большего несчастья, чем надеяться на Христа только в этой жизни, думая, что потом все прекратится и подвиг Христа, Его смерть, воскресение и вознесение не будут играть никакой роли после нашей смерти. Поэтому он пытается наставить коринфян в истинной вере.
Начало 15-й главы мы пропустили, оно будет прочитано, по всей видимости, позже, в какой-то из выходных дней (мы знаем, что церковный календарь устроен таким образом), и начинаем 15-ю главу чуть позже, с 12-го стиха:
12. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14. а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Если нет воскресения мертвых, то проповедь апостольская тщетна, пуста; это нечто воображаемое, неистинное, а значит, вера тех, кто слушает, тоже тщетна, она лишь некая фантазия, иллюзия, стремление выдать желаемое за действительное (по крайней мере, так трактуют термин «иллюзия» многие философы и психологи). Соответственно, для неверующих людей, в том числе философов, сама идея Бога и бессмертия тоже является в этом смысле иллюзией, то есть тем, чего людям бы очень хотелось, но что не имеет доказательств. Так считают те, кто оппонируют верующей части человечества. А верующие, конечно, твердо верят в воскресение Христа, и апостол Павел укрепляет эту веру, говоря, что мы призваны верить и мы не сомневаемся в этом.
Кстати, он приводит этому свидетельство в том отрывке в начале 15-й главы, который мы пропустили, можно прочитать его самостоятельно. Павел говорит, что есть свидетели того, что Христос истинно воскрес, а раз Он воскрес, то будет и воскресение мертвых: в этом смысл воскресения Христа. Христос, будучи Богом, не нуждался в том, чтобы воплощаться, умирать, воскресать, все это Он сделал для людей, чтобы построить лестницу от земли до неба, указать людям путь от земного к небесному, от временного к вечному, от человеческого к Божественному. Не видеть этой связи между воскресением Христа и воскресением всех мертвых для Павла – трагедия, катастрофа. Поэтому в течение всей 15-й главы он всячески увещевает своих читателей в правильном понимании связи воскресения Христа и всеобщего воскресения мертвых.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!