Читаем Апостол. 2 декабря. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах

2 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 5, ст. 22–6, ст. 11.

 

5:22. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.

5:23. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

5:24. Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.

5:25. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

6:1. Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.

6:2. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.

6:3. Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

6:4. тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.

6:5. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

6:6. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.

6:7. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.

6:8. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.

6:9. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;

6:10. ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

6:11. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

(1 Тим. 5, 22 – 6, 11)

 

Довольно пространный отрывок, дорогие братья и сестры, о котором можно было бы говорить гораздо больше времени, чем у нас есть, но попробуем обратить внимание хотя бы на некоторые аспекты, представленные апостолом Павлом.

Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Очень интересный момент. Когда происходит посвящение человека в диакона, пресвитера (первые две степени священства), а также когда посвящают в епископы (для чего требуется несколько епископов), процедура происходит через возложение рук. Поскольку Тимофей был епископом города Ефеса, то апостол Павел мог обращаться к нему с увещеванием о том, чтобы он никого не рукополагал поспешно, а присматривался к кандидату: что он за человек и готов ли служить Церкви.

Этот момент также говорит о том, что ко времени написания этого послания, то есть ближе к концу I века, система руковозложения для посвящения христианина в священный сан уже существовала. Епископ Тимофей имел право возлагать руки и рукополагать мужчин-христиан в пресвитерский и диаконский сан. Это интересная историческая деталь.

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. Очень интересный стих, на который люди часто обращают внимание. Можно подумать, что в этом стихе апостол Павел призывает к употреблению вина как такового. Конечно, это не так, ведь здесь говорится о том, что надо употреблять вино ради желудка, чтобы некая болезнь не развивалась и доставляла Тимофею меньше скорбей. И сейчас врачи иногда советуют ежедневно употреблять некоторое количество красного вина. Кто-то согласен с такими концепциями, кто-то нет, но они существуют и имеют свою аргументацию: малое количество вина при ежедневном употреблении полезно для определенных процессов, происходящих в организме. В древности вообще чистую воду пили редко, потому что она была плохого качества, ее нужно было как-то дезинфицировать, и ради этого воду часто смешивали с вином. Таким образом вода проходила дезинфекцию, а вино получалось не таким крепким и хмельным. Поэтому когда мы сравниваем употребление вина в античности с тем, как люди пьют алкогольные напитки в наше время, это неверно: тогда само вино было разбавлено водой, а сейчас употребление нередко переходит в злоупотребление. Поэтому все спекуляции относительно этого стиха не имеют никакого основания.

Начиная с 6-й главы апостол Павел пишет о том, как рабы должны почитать господ, особенно если они верные, христиане. Далее он переходит к интересным рассуждениям: Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает. Именно в Посланиях к Тимофею и Титу появляется формулировка здравое учение, здравые словеса, которой мы не находим в более ранних посланиях апостола Павла. Некоторые исследователи считают это показателем того, что данные послания отражают несколько более поздний период развития Церкви. Она пыталась позиционировать себя, находить свое место в этом мире, окруженном противниками в лице, с одной стороны, иудеев, с другой – язычников.

Слово благочестие ранее тоже никогда не употреблялось в новозаветных библейских текстах в смысле христианского благочестия. Оно всегда обозначало языческую религиозность: ритуалы, жертвоприношения, магические процедуры. Здесь это слово употребляется по отношению к христианской религиозной практике, соответственно, можно проследить попытку провести параллель. Это также показывает некую стилистическую разницу между посланиями: говорят, что эти «пастырские» послания, возможно, были написаны ближайшим учеником апостола Павла, который поддерживал его мысли, идеи, но словоупотребление было немного другим, соответствующим более поздней эпохе развития Церкви.

Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Прекрасные слова! Действительно, много приобрел тот, кто научился быть благочестивым в христианском понимании этого слова и довольным, то есть не жаловаться и не роптать.

Корень всех зол есть сребролюбие. Мы иногда говорим, что корень всех зол есть гордыня или еще какие-то страсти, но здесь апостол Павел говорит о сребролюбии, и это тоже по-своему справедливо. Откуда идут все неприятности у человека? Именно от желания иметь больше, чем надо. Сребролюбие может быть понятием, синонимичным жадности, похоти (в дословном переводе «сверх желания»), ведь и здесь человеку нужно все больше и больше. Иногда потратить все накопленное в жизни невозможно, а все равно хочется еще. Ради чего? Это все ловушка нашего лукавого ума. Если человек сребролюбив, похотлив, то это распространяется на все сферы его жизни, становится корнем его зол. Есть нормально функционирующий предмет, но нужен другой, дороже, интереснее. Вся современная культура рекламы и потребления нацелена на то, чтобы человек задумывался, почему бы ему не купить что-то лучше, современнее, комфортнее. Поэтому фраза о том, что корень всех зол – сребролюбие, с определенной точки зрения, несомненно, справедлива.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать