Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 2, ст. 11–13.
11. Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12. что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
(Еф. 2, 11–13)
Дорогие братья и сестры, сегодня церковный календарь возвращает нас к очень короткому отрывку из Послания к Ефесянам. Здесь мы встречаемся с уже хорошо знакомой нам тематикой. Апостол Павел ни одно свое послание не оставляет без чрезвычайно важной для него темы – единение людей разной национальности и разной религиозности через крещение во Христе. Мы не раз говорили об этой проблеме. До того как Христос провозгласил единство эллина, иудея, варвара, скифа, мужчины и женщины, весь древний мир существовал по другим установкам, этика была «корпоративной». Возьмем Ветхий Завет сам по себе: если мы будем непредвзяты, то увидим, что даже десять заповедей тоже во многом носили «корпоративный» характер. Когда христиан спрашивают, какие у них заповеди, они перечисляют эти десять и говорят, что на них всё зиждется. Но иногда хочется немного поправить человека, напомнив ему, что поскольку эти заповеди были даны в Ветхом Завете, они в той или иной степени были преодолены, причем обществом в целом.
Христианство посеяло семена новой вести о любви Бога к человеку, и они дали плоды, которые мы сейчас называем гуманностью или гуманизмом (от слова homo – человек). Отношение к человеку стало несколько иным благодаря закваске христианства. Любой нынешний кодекс – уголовный, гражданский – даже в светском европейском государстве, в культуре, которую сейчас называют постхристианской, выглядит гуманным благодаря воздействию христианского гуманизма.
Надо правильно это понимать, потому что часто христианство и гуманизм воспринимаются как противоречащие друг другу понятия. Ни в коем случае! Когда гуманизм говорит о том, что он не имеет христианских корней и сам хочет противостоять христианству, тому корню, из которого он вышел, это странно и даже немного смешно. Иногда гуманисты утверждают, что они за «общечеловеческие» ценности и блага, и что христиане – люди средневековья, которые против гуманизма. Сами христиане тоже иногда считают, что гуманизм – это что-то страшное. На самом деле, именно христианская закваска породила это изменение отношения к человеку.
Аналог 10 заповедей в той или иной степени существовал и в других древних культурах, в той части, которая касалась отношений человека к человеку. Там было то, что прописано в последних 6 заповедях из 10: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги и другие. Эти фундаментальные заповеди развивались в разных общественных системах, действовали в Ветхом Завете, но только по отношению к своему ближнему, по отношению к «дальнему» они уже не работали. Когда иудеи приходили на языческую землю, то с чужаками эти заповеди переставали действовать, то есть можно было убить язычника с именем Божиим на устах. Причем убивали не только взрослых мужчин, как это бывает в войнах, но при завоевании языческой земли убивались все, в том числе дети и даже скот, считавшийся нечистым. Забиралось имущество, женщины, если они кому-то нравились. Получается, что заповеди «не убий», «не укради» и «не прелюбодействуй» не работали в отношениях иудеев к язычникам. Из-за того, что человек чем-то отличался, можно было его убить, обокрасть, избить. Поэтому люди так боялись быть изгнанными из общества, из города, быть отлученными от синагоги. Сейчас, если не получилось жить в одном городе, можно поехать в другой, а в древности отлучение от сообщества было чуть ли не хуже смерти. Если пойти жить отшельником, то это, скорее всего, быстро закончится: голод, разбойники, дикие звери. Пойти в другое общество, но там человека никто не знает, его изгонят, а то и убьют. Поэтому степень этого пресловутого гуманизма была, мягко выражаясь, не на таком уж высоком уровне.
Внутренняя, моральная, духовная революция, которая вылилась и в социальную реформу, постепенно давшую свои плоды, заключалась именно в отношении к любому человеку – вне зависимости от его расы, религии, национальности, социального статуса – как к человеку. Любите ближнего, как самого себя, – заповедь, которая говорит о том, что надо во всяком человеке видеть человека.
Как раз в этих трех стихах апостол Павел кратко говорит о том, что теперь, благодаря Крови Христовой, Его жизни, крестной смерти и воскресению, дару Бога во Христе Иисусе, стало возможно всех объединить в любви Божией. Христианство – это не некая субкультура, не одна из религий (о чем мы немного говорили в прошлый раз). Христианство – это Церковь, сообщество Христа, Сына Божия, и любящего Бога Отца. В это сообщество призывается абсолютно всякий человек. Ни в коем случае не нужно никого туда тащить насильно. Когда это происходит, люди начинают относиться к христианству, как к еще одной социальной или политической силе, которая просто набирает себе адептов любыми способами. Это отталкивает людей, мы знаем, как людям опротивела различная пропаганда, в том числе попытка насильно завлечь их в христианскую жизнь, в христианское сообщество. Христианство открыто, оно потихоньку преображает жизнь каждого отдельного человека и жизнь общества в целом, ненавязчиво, с любовью. При этом в потенциале это вселенская сила, потому что нет никаких препятствий и границ. Во Христе все становятся едины, один человек от другого во Христе не отличается, независимо от того, кем он был и кем является по национальности, социальному статусу, в какого бога он прежде верил. Сейчас нам кажется, что это очевидно, но ведь прошло две тысячи лет с момента возникновения христианства. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но христианская закваска дает свои плоды до сего дня.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!