Читаем Апостол. 15 ноября. Через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе

15 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 2, ст. 14–22. 

14. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

15. упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

16. и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

18. потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

20. быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

(Еф. 2, 14 – 22)

 

Очень красивый и богословски насыщенный отрывок, дорогие братья и сестры.

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду. Наверное, когда речь идет о преграде, имеется в виду стена между миром языческим и миром иудейским. Ведь апостол Павел пишет это к ефесянам, то есть христианам из бывших язычников, поэтому он возвышенно утешает и вдохновляет их. Он говорит, что во Христе Иисусе уже неважно кем были принявшие Его – язычниками или иудеями, ­­­– теперь они становятся одним ( соделавший из обоих одно) и все вместе составляют один народ Божий, новый христианский народ, «новый Израиль».

Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир . Подобный отрывок мы с вами некогда уже читали в Послании к Колоссянам (в Посланиях к Ефесянам и к Колоссянам есть немало параллельных мест). В обоих случаях нужно говорить о некорректности русского перевода, которая достаточно сильно влияет на богословский смысл. Есть места, где перевод тоже неверный, но на богословие никак не влияет. Например, в конце Послания к Галатам в русском переводе апостол Павел будто бы пишет: «Посмотрите, как много я вам написал своей рукою», а в подлиннике имеется в виду: «Смотрите, какими большими буквами я вам написал своей рукою». Смысл иной, но на вероучение не влияет. Здесь же искажен принципиальный догматический, вероучительный момент: упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением . Господь Иисус Христос вражду и закон заповедей не упразднял учением. Смысл пришествия Христа в мир был именно в Боговоплощении, в том, что Бог и человек соединились. Смысл христианства – в самом Христе, а не отдельно в Его учении. А получается, что именно учением был упразднен закон заповедей.

В некотором смысле это похоже на христианство, которое проповедовал наш великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был талантливейшим писателем, но с Церковью его разделило то, что он предпочитал воспринимать Евангелие как некую этическую систему. Его волновало морально-этическое учение Иисуса Христа, а все, что связано с мистикой, чудесами, чудесным Рождением Иисуса Христа, Его Воскресением и Вознесением, Лев Николаевич отрицал. Думаю, что и в наше время достаточно последователей его взглядов, которые говорят о том, что учение Христа прекрасно, что много чего можно почерпнуть из Евангелия, что оно действительно вдохновляет, вразумляет, утешает, но касающееся чудес и мистики нужно оставить в стороне. Получается, что 15-й стих как будто и говорит о тех позициях, на которых стоят толстовцы.

Однако речь, конечно, совсем не о том. Господь упразднил вражду Своей плотью, Своим пришествием, Своим Боговоплощением, Своим Распятием и Воскресением. Во фразе закон заповедей учением слово учение совершенно не подходит. В оригинале стоит слово «догмата», известное слово (отсюда догматическое богословие), догма – это пункт закона, конкретная заповедь, подразделение заповеди. Получается, что Господь упразднил вражду и закон заповедей по всем пунктам, то есть дал нам возможность не быть под игом закона. Мы ранее говорили, что спасаемся уже не делами закона, а благодатью. Таким образом, была преодолена вражда, иго закона, законничество, когда нужно было исполнять закон «до миллиметра», по всем пунктам – всё это было упразднено плотью Христовой, Боговоплощением, самим фактом пришествия в мир Сына Божия, а не отдельно тем учением, которое Он принес. Учение было следствием, письменной фиксацией события Боговоплощения. Если бы учение Христа существовало просто без Христа, то никакого спасения, упразднения вражды и закона заповедей не было бы. Поэтому первичен Сам Христос, первично само Боговоплощение. Это, действительно, важнейший вероучительный момент, и если бы мы не обратились к оригинальному греческому тексту, как это сделали сейчас, то остались бы в некотором заблуждении и принципиальном непонимании того, о чем в этом месте говорит апостол Павел.

В одном теле примирить обоих с Богом посредством креста – опять же посредством Распятия, – убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Это очень важный стих. Здесь апостол Павел практически в одной фразе описывает то, как вся Святая Троица действует в жизни конкретного человека. Нам чрезвычайно важно об этом вспоминать, поскольку подчас вера в Троицу носит чисто теоретический характер. Христианин просто знает, что ему подобает верить в Отца, Сына и Святого Духа, что это отличает его от других людей (мусульман, иудеев), но почему и какой практический смысл в этой вере – на эти вопросы, наверное, мало кто из верующих христиан сможет достаточно внятно и аргументированно ответить. Однако нам нужно это знать.

В этой фразе как раз все написано: через Него , то есть Иисуса Христа, те и другие , то есть иудеи и язычники, имеем доступ к Отцу, в одном Духе . Благодаря пришествию Иисуса Христа мы получили усыновление, стали детьми, а не рабами Бога. Об этом сказано в Послании к Галатам. До этого Бог Отцом в нашем восприятии не считался, Он был Господином – далеким, трансцендентным, как сказали бы философы. А во Христе мы имеем возможность приближаться к Отцу. То есть Христос – это наше основание, наш фундамент, Отец – это наш стимул, наша цель, а третья ипостась Святой Троицы – Святой Дух – каждого из нас ведет по этой дороге, то есть от Сына к Отцу. Таким образом из потенциальных чад Божиих мы становимся реализованными чадами Божиими, то есть богами по благодати, обо́женными, как еще говорится в православном богословии. Вот как важно нам, братья и сестры, практически понимать, в чем смысл нашей веры в Святую Троицу.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать