Читаем Апостол. 14 ноября. Чтобы ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе

14 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 11, ст. 1–6.

 

1. О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.

2. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.

3. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

4. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.

5. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:

6. хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

(2 Кор. 11, 1 – 6)

 

Мы с вами вернулись ко Второму посланию апостола Павла к Коринфянам. Напомню, что в отношениях апостола Павла и коринфян были некоторые сложности, в том числе связанные с тем, что коринфяне подвергали сомнениям авторитет апостола Павла, как и Галатийская церковь. С Филиппийской, Фессалоникийской церквями таких проблем у апостола Павла не было, там были очень теплые, доверительные отношения. Филиппийцы и фессалоникийцы не пытались унизить авторитет апостола Павла, а коринфяне видели в нем недостаточно авторитетного проповедника. Апостол Павел вынужден в обоих Посланиях к Коринфянам на протяжении всего текста напоминать о своем авторитете, возможно, где-то даже хвалить себя.

О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Апостол Павел как бы говорит: «Будьте снисходительны к моему неразумию, связанному с тем, что я с вашей точки зрения не такой красноречивый, не столь приятный внешне». Апостола Павла пытались сравнивать с Аполлосом, человеком красноречивым, как мы видим из толкований; коринфянам он нравился больше, а Павел, с их точки зрения, был невзрачный, косноязычный. Поэтому его они ставили подчас ниже.

Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою . Очень красивый образ. Апостол Павел проповедовал в Коринфской церкви, создавал эту церковь и «обручил» ее с Христом. Павел проводит параллель между отношениями Христа и Церкви и отношениями жениха и невесты. Это достаточно излюбленный способ: в Ветхом Завете, в книге Песни Песней мы видим такой способ выражения отношений между Богом и человеком, между обществом, народом Божиим и Богом, и в Послании апостола Павла к Ефесянам есть такая же параллель.

Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Очень интересный стих. Апостол Павел напоминает своему адресату, что случилось когда-то с Евой и Адамом, когда змей хитростью прельстил Еву. Он говорит: «Хорошо бы, чтобы ваши умы не повредились, не отошли от проповеданного благовествования и не уклонились от простоты во Христе ». Слово уклонились написано курсивом, так как в оригинальном греческом тексте его нет, оно добавлено переводчиком, поскольку, с его точки зрения, это облегчает понимание, уточняет смысл оригинала или приводится для связки слов. Если убрать слово уклонившись , получится «ваши умы не повредились от простоты во Христе».

На мой взгляд, главное слово здесь – простота . С этим словом связано множество спекуляций. Когда мы говорим «простота», «простота во Христе», очень часто не совсем понимаем, что есть простота истинная, не притворная, не лукавая. Простота – это в первую очередь состояние осознания, того, насколько просто и целостно человек может воспринимать реальность. Наш ум обычно наполнен различным «мусором»: полезной и неполезной информацией, любит все усложнять (философы иногда называют его «великий обманщик»). Поэтому, сталкиваясь с простотой, ум часто сопротивляется ей. Простота – это полная прозрачность, открытость ума к новому откровению.

Если простота, тем более простота во Христе, дается человеку внезапно, то только как дар. Господь может открыть это какому-то святому человеку с самого рождения, а может открыть в результате Своего выбора, как, например, Господь выбрал апостола Павла для проповеди язычникам и открыл ему истину, сделал его ум простым, чтобы он воспринимал евангельские истины. Однако большинство людей перед тем, как прийти к простоте, обычно проходят путь сложных поисков, сложных умозаключений. Человек может быть достаточно образованным, начитанным, глубоко погружаться в разные отрасли знаний и после этого достигнуть простоты. Это всегда будет по откровению Божию, но Бог ждет, чтобы человек прошел определенный путь, поэтому проделанный путь, безусловно, играет немаловажную роль.

Очень часто даже в православной среде, к сожалению, считается, что простота – это некий синоним невежества, и чем меньше человек пытается узнавать, размышлять, тем ближе он к простоте во Христе. Часто вспоминают слова преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Это слова правильные, но они сказаны действительно простым от Бога человеком, преподобным Амвросием, а если человек просто переносит эти слова на себя, не задумываясь над тем, имеет ли он сам отношение к такой простоте, то это внутренне нечестно, некорректно. Вот на что хотелось бы сегодня обратить внимание: ни в коем случае нельзя отождествлять пребывание в невежестве и пребывание в простоте. Дай Бог, чтобы мы, православные христиане, никогда не путали эти состояния, не делали невежество добродетелью. Простота во Христе – это великий Божий дар, дай Бог нам к этому прийти. Подчас многолетний путь к простоте идет через преодоление различных сложностей, но ни в коем случае не через невежество.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать