Читаем Апостол. 14 мая. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами

14 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 11, ст. 19–26. 

19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

Итак, братья и сестры, мы продолжаем с вами читать книгу «Деяний святых апостолов». Как иногда бывает в нашем календаре, хотя книгу «Деяний» мы читаем более-менее по хронологии, но иногда все равно бывают скачки. Помните, в Преполовение мы перескочили сразу в Листру с вместе Павлом и Варнавой, хотя мы еще даже не начали в общей хронологии читать о миссионерских путешествиях Павла. Но тем не менее календарь решил так. И здесь у нас возникла смена хронологии: вчера мы читали начало 12-й главы, сегодня читаем с вами конец 11-й. Иногда календарь дает нам такие интересные комбинации. Поэтому мы вернулись к концу 11-й главы.

Здесь речь идет о том, что случилось после того, как Петр рассказал в Иерусалиме, как Бог открывает свои двери язычникам, как ему довелось крестить сотника Корнилия. И все, слушающие Петра, успокоились, услышав о его видении, которое всеми интерпретировалось как возможность открыть дверь Церкви для язычников. Прочитаем 18-й стих, перед нашим отрывком: «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». Вот тот вывод, который сделали слышавшие Петра, слышавшие его рассказ о крещении Корнилия и присутствовавшие с ним. Дальше 19-й стих: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу». Мы помним, что Антиохия – это город, который стал центром христианства, уже вышедшего за узкие рамки Иерусалима и Иудеи. Потому что когда христиане стали убегать от гонений из Иерусалима, они шли многие в Дамаск, куда и апостол Павел вначале шел, Савл, когда он был еще гонителем, чтобы поймать всех и привести на суд.  Дамаск это тоже Сирия, а Антиохия в тот момент – это главный город провинции Сирии. Антиохия Сирийская –  современная Антакья. В современных реалиях это не территория Сирии, это территория Турции, но близко к границе с Сирией. Именно там постепенно сосредотачивались христиане, потому что Дамаск на тот момент был не таким большим городом, как Антиохия. Если брать вообще Римскую Империю, то после Рима и Александрии  Антиохия была следующим по величине городом. Действительно, город был очень сильный, большой, со своими традициями. Недаром христиане сосредоточились именно там, и именно оттуда постоянно апостол Павел будет совершать свои миссионерские путешествия, все это будет как некая база.

Дальше 22-й стих: «Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию». Итак, мы видим, как Варнава идет искать Савла, он же Павел, и ищет его в его родном городе Тарс в провинции Киликия. Это все Малая Азия. Современная Турция включает в себя все эти провинции: Асия, Ликия (Миры Ликийские, где святитель Николай был епископом), Памфилия (современная Анталия), Киликия, Галатия. Это все провинции, которые находились на территории Малой Азии, то есть  современной Турции. И в этом Тарсе Киликийском, где Савл и родился, он находился какое-то время, когда его спрятали от преследования, согласно книге «Деяний», там мы немного теряем след Павла. И сейчас о нем вновь ведется речь. После этого он с поля зрения автора книги «Деяний» уже никуда  не пропадет, и мы будем везде идти вместе с ним.

Итак, Варнава идет, находит в Тарсе Павла и приводит его в Антиохию. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». В общем, пока христианство было сосредоточено в Иерусалиме, каких-то разговоров о нем как о некой самостоятельной группе, самостоятельной религиозной традиции не велось. И все проповеди в Иерусалиме, которые мы слышали – архидиакон Стефан, апостол Петр – все они говорили о том, что весь иудаизм сводится к ожиданию Мессии. А Мессия пришел, это есть Иисус из Назарета, поэтому Новый Завет – это продолжение Ветхого. Христианство, соответственно, – продолжение иудаизма. Но христианами из последователей Христа еще никто себя не называл. Называли себя учениками Христа, как здесь и написано: «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами», то есть это были люди, которые мыслили и жили во многом по-иудейски. С точки зрения религии они были иудеями, но при этом учениками Христа, почитали Христа за своего Учителя и за Мессию. А уже в  Антиохии, в городе, который был достаточно развитым, достаточно разнообразным, в котором скапливалось много людей, много традиций (то есть город, который был более свободным от непосредственного иудейского влияния), христиане могли уже себя почувствовать как нечто отдельное. Они не просто иудеи, которые верят в Иисуса из Назарета как Мессию, что они его ученики. Нет. Они уже постепенно начинают называть себя христианами - теми, кто действительно строит свою веру на том, что Иисус из Назарета есть Христос. Это первое исповедание веры  иудейской. Поэтому совершенно свободно, уже  без полной оглядки на иудаизм, с некоторой свободой от этого давления, люди начинают называть себя верующими в Христа, учениками Христа, христианами.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать