Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 1, ст. 12–18.
12. Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13. избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16. ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.
(Кол. 1, 12 – 18)
Дорогие братья и сестры, Святая Церковь в это воскресенье возвращает нас мыслями к Посланию к Колоссянам, которое мы с вами практически целиком прочитали на буднях. Очень красивый, содержательный отрывок. Напомню, что Послание к Колоссянам, так же как и Послание к Ефесянам, изобилует красивыми, глубокими, содержательными пассажами, где раскрывается богословие, особенно его часть, называемая христологией, – учение о Христе как Сыне Божием и сыне человеческом одновременно.
Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Это очень важный момент, все мы прекрасно понимаем, что Бог в Своем существе, вся Святая Троица непознаваема, невидима, непостижима. Когда священник во время литургии читает молитву на Евхаристическом каноне, он обращается к Богу, используя эти апофатические формулировки. Напомню, апофатическое богословие предпочитает говорить о Боге, используя не присущие Ему категории, а катафатическое богословие наоборот говорит о Боге как о Том, Кем Он является. Апофатическое богословие не дает точного определения, оно просто отсекает лишнее, поэтому термины такого богословия, как правило, содержат приставку не-, приставку отрицания. В молитве Евхаристического канона священник обращается к Богу: Ты еси Бог неизреченный, невидимый, непознаваемый, непостижимый, неизменный. Бога невозможно увидеть телесными очами, невозможно постичь, познать, Бог не имеет измерения и не меняется.
У апостола Павла встречается похожий термин: Бог невидимый. Тем не менее великая благочестия тайна, как говорит апостол Павел в Послании к Тимофею, и Бог явился во плоти. Этот Бог – невидимый, непостижимый, недоступный, трансцендентный, как сказали бы философы, – воплощается в человеке Иисусе Христе, и происходит таинство боговоплощения. Иисус Христос – образ Бога невидимого. Образ – перевод греческого слова εικών, поэтому иконы тоже называют образами.
В чем заключался образ Бога невидимого во Христе? Конечно, не в собственно телесной Его форме. Его тело и вообще человеческая природа были подобны нам во всем, кроме греха, так говорит богословие. Он имел те же части тела, что и мы, и именно в этом Он схож с нами, людьми. Но в чем тогда образ – εικών – Бога невидимого? В той любви, которую Христос явил на земле. Бог есть Любовь – вот главное провозглашение, κήρυγμα, то есть возвещение. Бог возлюбил мир такой огромной любовью, что даже послал Сына Своего Единородного. Поэтому образ Бога невидимого во Христе – это образ Божественной любви. Христос явил великую, непостижимую, безусловную Божественную любовь.
Здесь же в 15-м стихе: рожденный прежде всякой твари. Мы знаем, что эта богословская позиция зафиксирована в Символе веры: Христос, рожденный прежде всех век или прежде всякой твари. Христос не лучшее творение Бога Отца, как утверждал Арий, а Сын Божий, рожденный прежде времен и прежде всякого сотворения. Иисус Христос – такой же Бог по природе, как Бог Отец; они Единосущны, Единоприродны.
Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. Иисус Христос как Слово Божие (мы знаем, что Его называют и так) участвовал в акте творения, как и все Лица Святой Троицы. Здесь написано, что Им все создано, и дальше перечисляется: престолы, господства, начальства, власти. Здесь, скорее всего, имеется в виду именно ангельская иерархия. Напомню, что в Послании к Колоссянам, как считают толкователи, апостол Павел полемизирует с самыми ранними гностиками (от греческого слова γνώση ς – «знание»), считавшими себя обладателями какого-то сокровенного эзотерического, сокрытого от обывателей знания. В этой их эзотерической системе Христос занимал свое место. Оно, возможно, и было достаточно высоким, но все-таки качественно не отличало Его от различных ангелов, духов небесных. Многие гностики, как и Арий, считали, что Христос – высочайшее, самое приближенное к Богу творение, а дальше идут ангелы, господства, начальства, то есть различные ангельские категории и чины. Апостол Павел, полемизируя с ранними гностиками, говорит о том, что Христос – все-таки Сын Божий, Бог Единосущный, поэтому Он Сам вместе с Богом Отцом и Духом Святым участвовал в творении, Сам творил, в том числе все эти ангельские чины, ангельскую иерархию, поэтому Он не один из этих ангелов и духов небесных – Он над ними. Поэтому здесь и написано: Им и для Него создано. То есть Христос качественно выше, Бог выше творения. Если бы у Христа с ангелами было какое-то внутреннее родство, можно было бы сказать, что хоть Христос и выше, но они одинаковы по существу, по качеству. Апостол проводит здесь очень важную мысль о том, что Христос есть образ Бога невидимого, что Он есть Бог по природе, Он превыше любых ангельских иерархий и чинов, поэтому гностики исповедуют неверное учение.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!