Читаем Апостол. 12 декабря. Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его

12 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 1, ст. 16–23.

 

16. Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,

17. чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,

18. и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,

19. и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

20. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,

21. превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,

22. и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

23. которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

(Еф. 1, 16–23)

 

Дорогие братья и сестры, сегодня суббота, а мы с вами уже отмечали, что в субботу и воскресенье Святая Церковь возвращает нас к тем посланиям, которые мы практически целиком читали ранее. В данном случае мы мыслями возвращаемся к Посланию апостола Павла к Ефесянам.

В этом Послании, как мы знаем, часто используются длинные, наполненные предложения, красивые словесные пассажи. Если мы внимательно рассмотрим наш сегодняшний отрывок, то увидим, что это по большому счету одно предложение.

Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его. Здесь мы видим описание апостолом Павлом процесса познания Бога, богопознания, как это называется в богословии. Как можно тварному, ограниченному человеку познать Бога? Еще в античности существовало правило, которое прекрасно знаем и мы: подобное познается подобным. Поэтому для того, чтобы человеку получить знание о Боге, необходимо, чтобы в самом человеке было что-то подобное Богу. Здесь как раз об этом говорится: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его. Христианин, соединяющийся со Христом через молитву, через Евхаристию, через слушание слова Божия обретает в сердце своем Духа Святого, Который есть третья ипостась Святой Троицы, то есть Сам Бог. Благодаря присутствию Бога в нашем сердце мы можем приближаться к познанию Самого Бога, прославляемого в Троице: Отца, Сына и Святого Духа.

Апостол Павел говорит о том, что познание Бога заключается в премудрости и откровении. Премудрость Божия – это та истинная, подлинная мудрость, которая содержится только в Боге. Мы помним Послание апостола Павла к Коринфянам, где он противопоставляет Премудрость Божию σοφία, которая по-гречески звучит как «софия» и глупость человеческую – μωρία («мориа»). В Послании к Коринфянам апостол Павел, как мастер парадоксов, все переворачивает с ног на голову и говорит о том, что «глупость Божия мудрее, чем мудрость человеческая». На самом деле, истинная премудрость как раз в Боге. Чтобы познать эту истинную премудрость – сокровенную, внутреннюю, глубокую – нужно быть причастным благодати Духа Святого. Тогда мы получим откровение, по-гречески «апокалипсис». Мы знаем, что последняя книга Нового Завета называется «Апокалипсис» или «Откровение» Иоанна Богослова. Апокалипсис или откровение – это когда приоткрывается какая-то тайна, и мы встречаемся с чем-то таинственным, сокровенным и познаем это через откровение.

Также, братья и сестры, в этом отрывке очень интересны 22-й и 23-й стихи. Насколько помню, мы с вами, читая Послание к Ефесянам, уже обращали внимание на эти стихи, поскольку они были включены в какой-то будничный отрывок. Тем не менее отрывок очень интересный, поэтому мы еще поговорим о нем.

Все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Церковь есть Тело Христово, а Сам Христос есть глава этой Церкви. Образ Церкви как Тела Христова весьма известен в богословии, в нем заключается очень важная мысль. Когда в наши дни говорят о Церкви, в особенности в дискуссиях между светским обществом и представителями Церкви, то чаще всего ее воспринимают секулярно, то есть по-мирски: как некий институт со своей иерархией, структурой, со своими правилами, политическими установками и так далее. То есть обычно Церковь мыслится как некая корпорация внутри общества. Но для людей верующих, находящихся во Христе, очевидно, что Церковь имеет глубокое мистическое измерение, которое как раз описывается как Тело Христово. Христос есть глава, он управляет, а Церковь есть Тело – то, что непосредственно сообщается с главой, то есть со Христом.

Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Наполнящий все во всем есть Господь. Мы говорили в предыдущей беседе о том, что Господь все Собою наполняет. Весь мир, как мы знаем, имеет свое бытие не сам по себе, а только потому, что он пронзен Божественными энергиями; весь мир держится благодаря любви, благодати, энергии Бога. Есть в христианстве понятие Бог Вседержитель, которое как раз отображает эту мысль: Бог все держит Своей энергией и силой. По большому счету так мир и был сотворен: для блага, для радости и для любви. Но с грехопадением человека произошел разлом: враг рода человеческого воспользовался свободной человеческой волей, и через мысли, подсказанные искусителем, ум поймал эту мысль, стал не таким чистым, каким был изначально (об этом мы тоже говорили в прошлой беседе), а через нечистоту помыслов и ума произошло падение. Для того чтобы восстановить изначальную гармонию и цельность, приходит Господь Искупитель и создает Церковь как Свое Тело. Люди, которые собираются в церковь (напомню, что в первую очередь это общество, а не стены), пытаются очистить свой ум и полностью отдать его во власть Божию, сделать его инструментом Божественной благодати – они и есть полнота Наполняющего все. Получается, что весь прочий человеческий мир даже не ставит себе задачи вернуться к Богу и тем самым вернуть миру цельность, а Церковь, где люди настроены, направлены на то, чтобы мир вновь был восстановлен в своей гармонии, и есть полнота Наполняющего все во всем. Это те люди, которые сознательно решили, что нужно преодолеть разлом, который был внесен человеком в этот мир. Помните, как пишет апостол Павел в Послании к Римлянам: «Вся тварь стенает и мучится доныне, ожидая откровения сынов», то есть ожидая, когда человек одумается, вернется к Источнику жизни и гармония будет восстановлена. Церковь и есть тот островок, где люди, конечно, тоже грешные, неправедные, но они ставят перед собой задачу быть представителями Тела Христова на земле, то есть Церкви, призывать всех остальных людей к тому, чтобы те одумались и тоже поставили себе задачу вернуть гармонию миру через очищение своего собственного ума и сознания.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать