Читаем Апостол. 11 мая. Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему

11 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 10, ст. 34–43. 

34Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, 35но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 41не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Итак, братья и сестры, вчера мы немного перепрыгнули с 10-й на 14-ю главу. Поговорили об очень интересной ситуации, которая возникла в городе Листра, и о том, как Павла и Варнаву приняли за Гермеса и Зевса,  соответственно, и о том, почему это произошло, окунувшись в исагогику – ту область библеистики, которая пытается выяснить все, что вокруг текста (мифологию, философию, политику, географию, поэзию – все, что существовало в то время), потому что очень часто есть какие-то намеки, аллюзии, ссылки, образы, символы, которые не понятны без хорошего знания контекста. Исагогика изучает контекст. Вчера как раз был показательный случай, когда исагогика помогла нам лучше понять смысл текста и смысл происходящего.

Сегодня мы с вами вернулись опять в 10-ю главу, где речь идет о встрече апостола Петра и сотника Корнилия. Встречаются  иудейский и языческий мир, и Петр через видение, которое было дано ему, осознал, что Бог никакого человека не почитает нечистым. И что язычник крестившийся не имеет никакого преимущества перед иудеем, и что в принципе человек, боящийся Бога и соблюдающий Правду Его, угоден Богу во всяком народе. Об этом он и сказал. Почитаем еще раз 34-й стих: «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Это очень важная, ключевая фраза. Петр провозглашает по сути равенство каждого человека перед Богом, перед Божественной Правдой, перед Божественным Повелением, перед Его заповедями (или заповедью).  В христианском смысле слова у Христа есть одна заповедь, новая  – «Да любите друг друга, как  Я возлюбил вас», - говорит Он. Потом Павел в Послании к Римлянам объясняет, как исполнение этой заповеди позволяет исполнить все остальные (любящий ближнего никогда не сделает ближнему зла). Поэтому получается, что, переводя на христианский зык, во всяком народе любящий Бога и поступающий по Его Любви, приятен Ему. В чем принцип христианства? Бог любит первым. Об этом везде написано, в том числе у того же Павла в Послании к Римлянам. Вспомните, мы слышали этот отрывок, если вы присутствовали на службе Царских Часов Великой Пятницы. Бог умирает за нас, когда мы еще грешники, а не когда праведники. Бог первый инициирует любовь. Весь мир – плод Его любви, в том числе и человек, и спасение человека – плод Божественной любви. Бог открывает человеку любовь, а человек эту любовь принимает. Ведь в христианстве нет юридических отношений с Богом, если это христианство. Если есть юридические отношения с Богом – это еще не христианство, это, может быть, еще Ветхий Завет или светское право, юридические законы, кодексы… В христианстве Бог любит человека безусловно. Человеку требуется открыться для этой любви, открыть свое сердце, убрать все лишнее, выбросить весь мусор из своего сознания, изменить сознание. Покаяние – это изменение сознания, отказаться от того, чтобы постоянно отстаивать свое эго, свое мнение, свои амбиции, свою независимость, то есть отказаться от того, от чего не отказались в свое время Адам и Ева. Мы говорим, что это первый грех, это грехопадение. А человек через Христа призывается к тому, чтобы не поступать подобно Адаму и Еве. Если то был Ветхий Адам, то Христос – Новый Адам. Он – Тот, Кто, напротив, отказался от Своей Воли ради выполнения Воли Божественного Отца. Он сказал, что всякий, кто пойдет этим путем, как бы трудно не было, тоже обретет свое воскресение, свое вознесение, то есть будет богом по благодати (это называется в христианском богословии «обожение»). Поэтому здесь Петр произносит эту фразу в иудейском звучании: «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по Правде приятен Ему», но переводя в более четкий  христианский язык, можно было бы сказать, что «Во всяком народе открывающийся Любви Божией и поступающий по этой Любви приятен  Ему». То есть всякий, кто находится с Богом в отношениях любви и дальше, проводя через себя эту любовь, распространяет на всех остальных, тот приятен Ему. Замечательная фраза, которая говорит о многом и открывает очень широкий горизонт для того, чтобы и в наше время строить мосты между очень разными людьми, разными культурами.

Дальше говорит Петр: «Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:  как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним». Здесь мы видим то, что и Павел, и Петр, и прочие апостолы – дети иудейской культуры, иудейского менталитета, поэтому для них очень важны независимость и единичность Бога. Поэтому очень часто, когда речь идет о воскресении Христа, в оригинале стоят слова «Христос воскрешен» или «Бог воскресил Иисуса», то есть везде ставится акцент на том, что Бог в первую очередь Един. Потом христианское богословие постепенно разовьет мысль о том, что Бог Един, но троичен одновременно; что Отец, Сын и Святой Дух едины по существу, но различны в ипостасях. Это все впереди, разработка христианского богословия. А когда еще апостолы говорили об этом, то они не задумывались о таких тонкостях. Даже для Павла это было не так важно. Поэтому он говорит: «Бог воскресил» или «Иисус воскрешен» в страдательном залоге, не в активном, потому что он как иудей всегда отстаивает  в первую очередь монархию, единичность Бога. И в христианском богословии, несмотря на то, что все три лица едины, единосущны, равны и безначальны, то есть во времени существовали все трое, с точки зрения причинно-следственной связи, в богословии есть пункт – Отец является причиной общей для всей Троицы сущности. Этот момент все равно сохранился.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать