Читаем Апостол. 1 мая. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе

1 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 6, ст. 8–15; глава 7, ст.1-5 , 47-60. 
 

 8А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

1Тогда сказал первосвященник: так ли это?

2Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

4Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.

5И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

47Соломон же построил Ему дом.

48Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: 49Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?

50Не Моя ли рука сотворила всё сие?

51Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

52Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,-53вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

54Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

55Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

57Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

60И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Итак, братья и сестры, сегодня мы с вами прочитали достаточно пространный отрывок, в котором повествуется о деятельности первомученика архидиакона Стефана. О том, что он был избран диаконом, мы с Вами узнали из предыдущего отрывка, где  говорилось о том, что нужно было избрать диаконов, служителей при столах, и Стефан был одним из них.  В конце шестой главы сказано, что он, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе, с чего и начинается сегодняшний отрывок.  И вот мы видим, что он столкнулся с так называемой «синагогой Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном», и, соответственно, Стефану пришлось предстать перед судом. И 7-я глава начинается с вопроса первосвященника «так ли это?». 

Чуть дальше мы видим, что обвинение заключалось в том, что Стефан проповедует Иисуса, Который говорил, что нужно отменить все обычаи Моисея и разрушить место сие, то есть Иерусалим, Иерусалимский храм. И Стефан начинает отвечать. Это его длинная, пространная, интересная, глубокая речь, которая описывает историю всего иудейского народа, по большому счету. Мы слышим ее начало (Стефан начинает свое повествование с фигуры Авраама): «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран» и так далее. Мы пропускаем большой отрывок (всем, как всегда, рекомендую прочитать, конечно, всю 7-ю главу), где Стефан разворачивает историю иудейского народа от Авраама, упоминает Исаака, Иакова, Иосифа, и всегда, если  пробежать глазами, и плен египетский, конечно же, про Моисея речь идет. И дальше мы с вами, согласно календарю, перескочили сразу на 47-й стих, пропустив даже повествование о Давиде.

И сразу мы читаем о Соломоне: «Соломон же построил Ему дом», - не совсем понятно даже, Кому, но поскольку «Ему» с большой буквы, мы понимаем, что речь идет о Боге. То есть в начале говорилось, что Бог извел Авраама из родной земли, потом мы перепрыгиваем через большой отрывок, и сразу речь идет о том, как Соломон построил Богу храм, то есть дом. А дальше замечательная фраза, которая очень многое объясняет, поясняет в плане того изменения, которое христианство принесло в мир. «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:  Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие?»  С одной стороны, мы видим, что, в общем-то, цитирует архидиакон и первомученик Стефан Ветхий Завет, и ссылается именно на то, что в Ветхом Завете еще Сам Бог говорил о том, что «как можно Мне  построить храм, дом, если все, что вокруг, принадлежит Мне».  Но тем не менее мы знаем, что во всей ветхой религиозности, мы об этом нередко говорили уже и будем говорить далее, вобщем царило мнение, что есть особые священные места: храмы, святилища, капища (если брать языческие религии, священные рощи), то есть мир подразделялся на священное и профанное (не священное). Вся соль, вся внутренняя духовная революция христианства, в том числе, заключалась  в отмене этого разделения  между священным и не священным.  С точки зрения христианства все является священным, чистым, благим, добрым, если человек смотрит на это с чистым сознанием. «Для чистого все чисто» - великие слова апостола Павла из Послания к Титу, и подобная же фраза, мы помним, есть в Послании к Римлянам. То есть речь идет о состоянии нашего сознания, о том взгляде, которым мы смотрим на мир, а вовсе не в самом мире. В мире нет ничего самого по себе нечистого. Поэтому и говорится, что все вокруг творение рук Божиих. Как можно построить Ему какой-то особо святой храм, какое-то особо священное место?

В христианстве места собраний, особенно вначале, когда это были либо дома каких-то христиан, или, может быть, катакомбы, кладбища, являлись святыми местами не с точки зрения территории, как особое какое-то место, специально огороженное , они считались, так скажем, святым местом  присутвия Духа Святаго, потому что там люди собирались поменять местами. Вспомните, что «экклесия» - тире греческое слово, которое у нас  переводится как «церковь», - это в первую очередь, община. Где двое или трое соберутся во Имя Христа – там Христос будет среди них. Это первично. Община первична. Она могла собираться абсолютно в любом месте, потому что все есть Божие творение. Нет одного места, более святого, чем другое.  Все есть дела рук Божиих. Поэтому важно собраться людям, которые настраивают себя, так скажем, на определенное состояние, на определенную «волну», которой очищают свой взгляд, свое сознание, чтобы видеть эту святость. Уже позже, когда христианам стало позволено занимать какие-то помещения, строить храмы или  их переоборудовать, скажем,  из языческих храмов или, допустим, рынков(те же базилики, первые христианские храмы,  - огромные рыночные пространства), появились храмы, в каком-то смысле уже появился налет ветхозаветного понимания того, что есть помещение храма. Все-таки в самом раннем христианстве церковь – это, в первую очередь, община. А сейчас очень часто мы понимаем церковь именно как здание.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать