Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сейчас среди молодых людей в ходу такое: «Давай мы сначала поживем, а там видно будет». И, как правило, у нас свадьбы происходят, ибо УЗИ показало: свадьбе быть. Я даже не говорю о точке зрения православного человека, – а каковы плюсы и минусы такого «гражданского брака» согласно обычным человеческим ценностям?
– Сам по себе «гражданский» брак – что это такое? Это понятие появилось, когда Владимир Ильич Ленин отделил Церковь от государства и Церковь потеряла свой юридический статус. Раньше все делалось через Церковь, через храм: рождался человек – его крестили и в метриках записывали, когда это произошло; венчался человек, то есть заключал брак, – это тоже записывалось в метрической книге и, соответственно, крещение его детей, венчание его детей – до той минуты, когда человек отходил к Господу: его отпевали и записывали в метрическую книгу время его отшествия.
Когда эти полномочия были отобраны у Русской Православной Церкви, появилась такая организация, как отдел записи актов гражданского состояния, то бишь загс. И люди под марш Мендельсона, красиво одетые, стали меняться кольцами – не как раньше, когда кольца молодоженам батюшка надевал: они сами заключают брак, без Бога, и их объявляют мужем и женой в этом гражданском браке, а в паспорточках ставят штампики, что гражданин Иванов заключил брак с гражданской Сидоровой, в результате чего супруге была присвоена фамилия Иванова.
Раньше целомудрие имело место, этого строго придерживались: все-таки люди были скромнее и стеснительнее даже по отношению к другим людям. Само слово «порядочность» было не пустым звуком – люди все-таки знали, что они делают, и отвечали за свои поступки. Регистрировали браки в отделах загса – и это был гражданский брак. А сейчас интересные понятия, когда упадок духовности продолжается все дальше и дальше.
Церковь, конечно, заняла свою нишу в пустоте человеческого мировоззрения, но до сих пор она далека от большинства людей, чтобы влиять своей правдой; конечно, очень прискорбно это чувствовать. Поэтому венчание для меня как для священника, уже повенчавшего не одну пару (может быть, даже несколько десятков пар), – это событие сродни юбилею. Для меня это очень радостно: когда люди венчаются, совершенно по-другому все происходит…
Продолжая тему пробного, или «гражданского», брака. Некоторые приходят и говорят: «Батюшка, мы поженились недавно». Я: «Подождите, а вы зарегистрировались?» – «Нет». – «Почему?» – «Ну, мы как бы сомневаемся, подойдем ли мы друг другу во всех отношениях». Я говорю: «Нет, ребята, так не пойдет. Вы пожили, попробовали вкус семейной жизни – потом начали выводить какие-то моменты, подходите вы друг другу или не подходите. Это же грех, понимаете?» Что получается в пробном браке? Это блуд, если уж так просто не обговаривать его со всех сторон, – только блуд с согласия родителей, родственников и нашего общества: «Ничего страшного – поживут, а там будет видно». Нет, дорогие мои! Что получается? Люди живут: для мужа, мужчины это, получается, иллюзия свободы, а для женщины это иллюзия семьи – оба находятся в иллюзорном состоянии. Как быть дальше? Они живут, проходят годы, десятилетия, рождаются дети, внуки, а люди все в «пробном» браке – он жених, а она невеста. Как-то, знаете, несерьезно получается. Но потом все-таки некоторые приходят в чувство, регистрируют такие браки, расписываются. А некоторые боятся штампика в паспорте – «паспорт марать не хочется», как говорят иногда. Но, дорогие мои, так дело никак не пойдет.
Если уже один раз и на всю жизнь – я приветствую таких юношей, знал такого мальчика, студента, который все мечтал: «Батюшка, помолитесь за меня, чтоб я нашел такую невесту, чтоб мне ее Бог дал, чтобы мы вместе славили имя Господне». Вот эта фраза меня просто сразила. Представляете, какая симфония? Муж и жена делают одно дело в духе о Господе Боге: они вместе молятся, ходят на службы, рожают детей, крестят их, воспитывают их в православии. Это выше всяких похвал – это уже целомудрие, и за такую верность, за такое отношение… Ведь брак – это святыня: Господь Сам заповедовал брак, первый брак был заключен в раю между Адамом и Евой, Господь же сказал: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю – Он благословил этот брак Сам. И чем занимались Адам и Ева? Они возделывали Эдемский сад и вместе возносили молитву, а Бог Сам являлся им и беседовал с ними. Но, к сожалению, с грехопадением человек утратил чувство богообщения; его надо искать в себе или понуждать себя на молитву.
Некоторые спрашивают мою позицию: «Батюшка, как вы относитесь к “пробным” бракам?» Я отвечаю: «Братья и сестры, даже меня не спрашивайте – резко отрицательно». Если человек сомневается… Я вот знаю такого страшного великого полководца Чингисхана, который огнем и мечом почти всю землю прошел, – он интересный был человек, а говорил так: «Боишься – не делай, делаешь – не бойся» (чтобы потом ни о чем не жалеть). Так и у православного должно быть – перекрестился человек: «Господи, благослови!», и все. И тогда Господь Сам устроит все, подберет человеку хорошую жену, которая будет любить домашний уют и детей. Когда любовь в семье, там ничего не страшно.
Конечно, человек может перевести какие-то духовные отношения на чисто материальные: «А чем кормить детей? А что мы будем кушать?» Простите, вы что, сейчас голодные сидите? Что, у вас в холодильнике шаром покати? Да нет, конечно. Но ведь если Бог дает дитя, значит, даст и возможность заработать на жизнь, прокормить себя и своих детей. Тут момент очень такой интересный: не надо вычеркивать Бога из своей жизни, Бог рядышком – только призови. А вопрос веры в Него – это уже надо отнести к самому себе: «Готов ли я не просто верить, а довериться Богу?».
Вера и доверие Богу – это две разные вещи. Веришь в Бога? Все верят – и бесы верят, а доверяют Богу только единицы. Поэтому, наверно, здесь необходимо такую черту подвести, взвесить самого себя и сказать: «Господи, до конца ли я доверяю Тебе? Ты мне дал семью, детей, а вот сомневаюсь я». Здесь что можно ответить такому сомневающемуся человеку?
Помните, сотник подошел к Господу: «Господи! Ребенок мой лежит, страдает сильно, может умереть»? Господь его спросил: «А ты веришь, что Я могу исцелить его?» – и тогда сотник сказал: Господи! помоги моему неверию – то есть «верую, но немножко сомневаюсь». От маловерия надо тоже молиться. Вера в Бога – это дар Божий, а всякий дар надо еще согласиться принять – у меня же много знаний в сердце, я знаю какие-то материальные вещи, физическую природу каких-то вещей, а вера в Бога – это дар, это чудо.
– Батюшка, бывает, что, обжегшись на молоке, на воду дуют. Вот пожили вместе, но (разные менталитеты, семьи, воспитание) разошлись. Встретил другую: «Дай-ка я лучше сначала поживу, посмотрю…» – даже если первый брак был венчанный, со свадебным платьем, с машиной, с пупсом и так далее. И вот брак распался, и человек просто боится связывать себя официальными узами.
– Опять боится, да? Боишься – не делай. Наверное, прежде чем создать семью, человеку надо иметь твердую установку и твердую решимость: один раз и на всю жизнь. Ведь раньше было как? Если у человека по каким-то причинам не складывалась семейная жизнь, он видел в этом Промысл Божий – и люди уходили в монастыри, становились монахами, чтобы свои грехи загладить, отмолить весь свой род.
Некоторые, конечно, возмутятся: «Как? Монастыри переполнятся! Сколько у нас разрушенных браков!» Да нет, дорогие мои, не переполнятся. Дело в том, что в монастырь-то Бог призывает. Второй брак, да, допускается Церковью как снисхождение к немощи человеческой, – а вот о третьем браке святитель Василий Великий в своих посланиях говорит, что на троебрачие надо смотреть «как на нечистоты в Церкви». Поэтому такому человеку надо всю жизнь каяться именно в том, что он два брака не сохранил по причине своего духовного несовершенства. Ну и что – ушла? Ушла – слава Богу: значит, не твоя, если ушла (или не твой). Ведь если мы во главу угла поставим Бога, все остальное займет свои места сразу. О приоритете семейных отношений я постоянно говорю с людьми, когда у нас встречи вот такие или в «Батюшки онлайн»: Бог, супруг, ребенок. Если это будет соблюдаться, все вопросы отпадут сами собой. А все эти «пробные», «гражданские» браки? Дорогие мои, это грех просто – грех, только принявший легальное положение в обществе.
Поэтому, прежде чем венчать, мы требуем копию свидетельства из загса, чтобы какие-то были гарантии, а не просто люди пришли: «Батюшка, давайте нас венчайте!» Я говорю: «Ребята, стоп! А вы в загсе были?» – «Нет. А зачем нам эта бюрократия?» Люди в храме еще не были, не молились, не причащались, я духовно не знаю их – и я сразу их должен венчать?! Нет, конечно. Человек должен походить в храм, подготовиться духовно именно к этому очень решительному шагу, а потом уже можно подойти к вопросу венчания.
О целомудрии некоторые спрашивают, говорят: «Батюшка, я сейчас хожу как целомудренная – связей сторонних у меня не было, ищу такого же человека. А вот мы поженимся – мы же целомудрие потеряем?» Дорогие мои, пожалуйста, этим вопросом даже не обременяйте себя: существует понятие «супружеское целомудрие» – Господь сказал: и будут двое одна плоть, и все: третьего не дано. Когда люди соединяются в одно, у них соблюдается супружеское целомудрие – это верность друг другу до самой смерти.
Если это будет соблюдаться, тогда семья будет крепкой и ничто ее не развалит, никогда не будет такого, как вот некоторые говорят: «У меня подруга мужа увела» – простите, муж-то ведь не теленочек, которого можно за поводок увести. Понятно, что коварство врага рода человеческого, если он избрал такое оружие воздействия, как женщина, конечно, страшно, – но противостоять этому можно.
Так что, мужчины, если вы любите своих жен очень крепко и дорожите своими семьями, особенно детьми. Я, например, смотрю на своих детей, в эти десять пар глаз, которые смотрят на меня, как на центр Вселенной. Когда берешь на руки самого маленького ребеночка – это дочка, она гладит меня по щекам маленькими пальчиками, смотрит прямо мне в глаза… Дорогие мои, я просто морального права не имею быть подлецом.
Здесь надо просто выбирать, что ты хочешь: либо хорошую семью – верную жену и хороших детей; либо будешь, как козлик, бегать-скакать, но ничего хорошего из этого не получится. Сказано же, что блудники и пьяницы Царства Небесного не наследуют, поэтому, дорогие мои, если вы еще не повенчались, венчайтесь, – к этому надо серьезно подойти. И храните чистоту, целомудрие – дело в том, что целомудрие начинается не просто с чистоты тела, а с чистоты души: если в сердце нашем будут благие помыслы, если мы с Божьей помощью избавимся от греха осуждения (не будем ни пересчитывать чужие средства, ни заглядывать в чужой огород – что там у них растет, как у них хозяйство идет: нам достаточно своего, что нам Бог дал, – вот если мы на этом остановимся, будем жить в автономном своем круге, в семье), то все будет нормально.
Дорогие мои, Божьей вам помощи в сохранении семейств, и, конечно, свои духовные семейные вопросы, неурядицы решайте в таинстве Исповеди. Православие – это воинствующая религия: мы воюем с грехом. Так что Божьей вам помощи и победы над грехом, особенно в самих себе, потому что, кто победил самого себя, тот одержал решительную победу. Аминь.
Записал Игорь Лунёв
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 16 мая
День ангела. 16 мая
Церковный календарь 16 мая. Мученики Тимофей и Мавра
Евангелие 16 мая. Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь
Читаем Апостол. 16 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!