Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Вопрос телезрителя из Волгограда: «В Священном Писании везде говорится о бессмертии, но все люди смертны. Наверное, имеется в виду бессмертие в духовном смысле? Как это понимать?»
– Совершенно правильно. Вообще человек создан для вечной жизни, но наши прародители Адам и Ева преступили заповедь Божию о послушании, и за нарушение заповеди Божией они подверглись болезням, страданиям и смерти. Теперь после грехопадения и изгнания из рая Адама и Евы каждый человек на земле уже рождается с испорченной человеческой природой, подверженной болезням, страстям и смерти. Все мы должны будем умереть, каждый – в свое время, но у нас есть бессмертная душа. Поэтому мы молимся о спасении своей души, верим и надеемся, что после проведения нашей жизни на земле благочестиво, праведно и свято Господь после всеобщего воскресения сподобит нас воскреснуть с нашими телами для жизни вечной, бессмертной. Вот тогда и наступит Царство Божие и жизнь вечная, бессмертная. А до всеобщего воскресения души пребывают в селениях, там, кто где заслужит свое место.
– Телезрительница из Воронежа считает, что она грешница, и спрашивает, как может грешница молиться за грешников?
– Это естественно. Я часто вспоминаю слова святителя Иоанна Златоуста, который, рассуждая о священстве и отвечая на вопрос верующих людей: «Почему грешные люди (священники) совершают Божественную литургию?», отвечал так: «Конечно, Господь мог бы и ангелов определить на служение Божественной литургии, но ангелы, видя нас, грешных, попалили бы нас огнем за наши грехи. А вот священник, который и сам грешный, может и других грешных понять, и их слабости». В этом случае очень поучительно и важно, чтобы мы, видя, когда человек грешит, понимали: «Я тоже грешный, Господи. Как я могу его осудить, если я сам такой, а может быть, и хуже?» Поэтому у нас должно проявляться чувство смирения, сокрушения, должно быть состояние смиренного духа: «Как я могу Вас осудить, если я хуже, чем Вы? Поэтому давайте будем вместе молиться: я буду молиться за Вас, а Вы – за меня». А может быть, даже и не нужно брать на себя такой подвиг, а молиться: «Господи, я такой грешный, Ты меня спаси и помилуй».
Я часто вспоминаю преподобного Серафима Саровского. Казалось бы, он был уже подвижник благочестия, а стоял на камне и молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». Он был такого смиренномудрого состояния, что даже не дерзал молиться о ком-то, о чем-то; он молился о себе. И чем чище он становился, тем ярче были видны какие-то еще, может быть, пробелы, сориночки... Поэтому чем совершеннее становится человек, тем совершеннее становится его смирение; и тем больше он молится и просит у Бога прощения. Поэтому ничего страшного – молитесь.
– Вопрос из Краснодара: «Настоятель храма не благословляет ходить в другой храм на престольный праздник. Правильно ли это?»
– Добрый пастырь, конечно, посоветует ходить в любой храм, а если не советует, то это не пастырь. Не знаю, может быть, я осуждаю таких священников. Я считаю, что ограничивать свободу людей нельзя. Если вы хороший, добрый батюшка, то найдите ключик к людям: не заставляйте, не насилуйте, а своей любовью и молитвой привлекайте, чтобы люди ходили к вам. Но если они хотят пойти в другой храм, почему бы и нет? Ведь Церковь не ограничивает свободу любого человека. Каждый вправе выбирать для себя храм. Если батюшка Вам запрещает, не ходите к нему, идите в другой храм, где более мудрый настоятель или священник.
– Вопрос, поступивший на голосовую почту, от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Скажите, почему вода освящается во всех водоемах? Она же одна на земном шаре. Не достаточно ли освятить ее в Иордане?»
– Нечто подобное у нас уже было в советский период времени, когда продукты со всего Советского Союза возили в Москву и все, кто хотел, приезжали и покупали их в Москве; был один большой супермаркет. Теперь супермаркеты строят в каждом городе, в районных городах. Для чего это делается? Для удобства людей.
Конечно, можно было освятить воду только в Иордане. А что делать другим людям? Тогда надо всем ехать к Иордану? Если все православные приедут туда и наберут воду, река высохнет. Это в качестве шутки. Все промыслительно в Церкви, и все устраивается для блага людей. Конечно, можно освятить воду только в Иерусалиме, но каждый человек стремится принять участие в этой молитве, а не просто открыть кран, налить воды – и всё. Ведь молитвы на великое освящение воды настолько вдохновенные, трепетные, они так вдохновляют людей! Поэтому, конечно, мы все хотим принять участие в этом. Иначе была бы очень большая ущербность для всех остальных людей. Поэтому так устроено в нашей Церкви для удобства, для молитвы и для всеобщего возможного взятия воды. Все очень промыслительно.
– Телезритель из Мордовии видел, как маленького ребенка в храме насильно причащают. Есть такие ситуации, когда ребенок кричит, вырывается, а его все равно держат у Чаши. На пользу ли это ребенку?
– Я с Вами полностью согласен. Если ребенок капризничает, не стремитесь его причастить, особенно сейчас (подчеркиваю). Почему сейчас? Я помню далекие годы, когда люди приезжали в храм, преодолевая расстояние в 400 – 800 километров. Например, к нам в город приезжали из Сибири (там не было храмов) на один-два дня специально, чтобы причаститься. И вдруг ребенок закапризничал. Ребенок никогда не ходил в храм, для него обстановка незнакомая, столько народу, и вдруг его причащают; конечно, он начинает капризничать. Батюшки иногда умудрялись такого ребенка быстро причастить... Потом он успокаивался, все проходило. Сегодня есть возможность бывать в храме хоть каждый день, храмов практически в достатке, это не тот далекий советский период. Поэтому когда родители приносят ребенка на Причастие и вдруг он начинает капризничать, то я родителей прошу встать рядышком, а ребенку говорю: «А ты посмотри, как мы причащаем. Сейчас вот этого причастим, этого причастим, а теперь ты подходи». Иногда ребенок смотрит, понимает, что это не страшно, и соглашается причащаться. А уж если ребенок совсем не успокаивается, я родителям говорю: «Не спешите, не надо его насиловать, потому что если вы сейчас причастите его насильно, когда он плачет, вырывается, то завтра он в храм уже не пойдет».
Поэтому не надо заставлять ребенка ходить в храм, а воспитывать его. Иногда бабушки приносят детей и говорят: «Сейчас владыка даст тебе медку причаститься». Я говорю: «Нет, медка у меня нет, у меня Тело и Кровь Христовы». Не надо ребенка обманывать, надо воспитывать. Дети, которые с самого раннего возраста приходят в храм, не боятся этого, для них это родная стихия, родной дом. Поэтому когда ребенок плачет, это первое свидетельство того, что, видимо, он редко бывает в храме. Если вы его еще и насильно причастите, какая от этого будет польза? Будет протест. Поэтому должна быть мудрость и пастырское отношение и к этому ребенку, и к родителям.
– У телезрительницы из Ивановской области проблема. Она верующая, ходит в храм, и вдруг близкие перестали с ней общаться, подруги отвернулись. Как быть?
– Вы не смущайтесь. Хотя удивительно, что сегодня такое может происходить. Я вспоминаю свою молодость, когда я поступил в семинарию, так от меня тоже многие отвернулись, а потом прошло какое-то время, и все встало на свое место. Поэтому не смущайтесь, это просто очередное искушение со стороны врага рода человеческого. Продолжайте ходить в храм молиться; и за них молитесь, их поминайте, и все уладится. Они поймут, что Вы ничего плохого для них не несете.
– Вопрос телезрителя из Рязани: «Правильно ли то, что монах принимает участие в проекте «Голос» на телевидении и даже побеждает?»
– Вы знаете, я не слежу за такими программами, тем более шоу-программами. Обычно я стараюсь новости просматривать, а это развлекательная программа. Я никого не хочу осуждать, но думаю, что не только монаху, но и священнику это не подобает. Если человек решил посвятить себя служению Богу, да еще и ушел в монастырь, делай то, что начал делать, не оборачивайся вспять. Потому что кто оборачивается вспять, как говорил Христос Спаситель, тот неблагонадежен для Царства Небесного. Мы неоднократно на наших встречах с епископами обсуждали и говорили, что не подобает даже священнику участвовать в шоу-программах. Шоу есть шоу, развлекаловка, там ни до какой истины и дела нет. Иногда случайно попадешь на такие программы, посмотришь: даже дискуссии по серьезным вопросам и те превращаются в жалкое зрелище. Какая там истина? Там каждый только себя пытается показать, свою эрудицию, свое знание и опыт. Тем более на таком шоу, как «Голос». Я считаю, что не подобает в таком проекте участвовать, я своим никому не благословляю и сам не участвую.
– Петр живет в Украине. После вечернего правила читает молитву о мире в Украине. Можно ли так делать?
– И можно, и нужно. Мы каждый день молимся в наших православных храмах и в России, и в Белоруссии, и в Украине о мире во всем мире. Тем более что сегодня украинский народ нуждается в примирении, в прекращении вражды и ненависти. Люди жили столько веков в мире и согласии и поссорились, что называется, на ровном месте. Печально. Враг рода человеческого через своих слуг замутил такое положение в стране. Поэтому молитесь, Петр, Бог Вам в помощь, Господь слышит Вашу молитву. Молитесь и просите: «Господи, дай нам мир, благословение и благополучие нашему благословенному украинскому народу».
– У телезрителя из Красноярска очень сложная ситуация: он считает, что брат хотел его убить. Как ему поступить, может ли он простить своего брата?
– Простить, конечно, надо, как бы там ни было, даже если брат хотел убить. Я знаю подобные случаи. Совсем недавно был такой случай: одна сестра хотела убить свою сестру. Но у них есть разное жилье, они разошлись. Сестра говорит: «Я обиды на нее не держу, она просто несчастный человек, но и жить в одной квартире с ней не могу, боюсь». У нее есть такие помыслы, и враг искушает, хотя она понимает, что это слабость. По-христиански она сестру прощает, обиды на нее не держит, но жить в одной квартире с ней боится.
Тем более если брат просит прощения, конечно, надо поступить по-христиански и простить. Но если у брата, который хочет это совершить, психическое состояние не совсем нормальное, может быть, не нужно оставаться с ним наедине. А простить нужно, Господь пусть будет ему Судьей.
– Вопрос из Подмосковья: «Крестница поменяла веру. Потом при родах умерла. Как теперь за нее молиться?»
То есть осталось ли с ней крещение, или она его как бы упразднила?
– Крещение остается. Но смотря что произошло, бывает ведь отречение от Бога, отречение от Христа. Недавно был такой случай: позвонил брат и сказал, что его брат отрекся от Христа и принял язычество. Хотя мы понимаем, что крещение одно и оно остается; если вдруг человек покается, то мы уже не совершаем вторично крещение, а принимаем человека через покаяние. А если человек умер, отрекшись от Христа, то уже всё… В данном случае я не знаю, отреклась она от Христа или не отреклась. Но молиться все равно можно. Если Вы хотите, как крестная, помолиться, помолитесь, а там как Господь управит. Но тот, кто отрекся от Христа, несчастный человек.
– Телезрительница из Таганрога спрашивает: «Не будет ли отказ от операции в случае смерти считаться самоубийством?»
– К самоубийству можно отнести целый ряд случаев, если подходить к этому так скрупулезно. Отказался от операции – самоубийство? Может быть, а может и не быть. Кто-то превысил скорость на машине, попал в аварию, кого-то погубил и сам погиб – самоубийство? Можно сказать, что самоубийство, а можно сказать, что это несчастный случай. Кто-то любит и ест жирную пищу, печень не выдержала, умер – самоубийство? Можно сказать, что самоубийство, потому что знал, что ему нельзя, а ел. Кто-то пьет, кто-то курит… Если хотите, то можно любую страсть квалифицировать как самоубийство. Но будет ли это являться таковым, вопрос другой. Ведь тот человек, который превышает скорость на машине, не стремится убить кого-то и себя, просто торопится куда-то, но неаккуратно. Тот, у кого страсть к жирной пище, не хотел себя убивать, он просто хотел вкусно поесть.
Почему Вы отказались от операции? Может быть, был какой-то страх, боязнь. А я знаю таких людей, которые говорят: «Господи, сколько Ты мне определил, да будет Твоя святая воля. Я боюсь». Разве можно считать это самоубийством? Совсем нет. «Господи, вручаю себя в руки Твои. Как Ты благословишь. Господи, я боюсь». Я знаю таких людей, которые боятся операций. И врачи не дают гарантий. А других оперируют один раз, второй, а человек умирает… Конечно, человек стремится к жизни. И нельзя осуждать того, кто хочет жить и идет на одну операцию, на вторую, на химиотерапию. Он же не для самоубийства идет, а потому, что хочет жить, но не получается. Господь определяет возраст и дни жизни каждому человеку. Поэтому если Вы преднамеренно что-то делаете, тогда можно квалифицировать это как самоубийство. Но в данном случае думаю, что нет.
– И второй вопрос от этой же телезрительницы: дала денег в долг игроману, зная, что у него такая страсть; не грех ли это?»
– Опять сошлюсь на святителя Иоанна Златоуста, который говорил: если вы знаете, что человек злоупотребляет спиртными напитками, а когда просит у вас деньги на спиртное и вы ему даете, то вы становитесь соучастником его пьянства. Поэтому если Вы знаете, что он все деньги проиграет, то Вы соучастник этого. Не давайте. Если кто-то просит: «Подайте мне ради Христа», а мы знаем, что человек пьяница или употребит деньги на игры, не давайте. Я знаю таких людей, которые говорят: «Хлеба тебе дам, хочешь поесть – покормлю, но деньгами не дам». И наверное, так будет правильно. Если человек действительно хочет поесть, можно его покормить. А если мы знаем, что он проиграет или пропьет, и даем, значит будем ему соучастниками, по слову святителя Иоанна Златоуста; не от себя говорю.
– Вопрос, поступивший на голосовую почту, от телезрительницы из Ульяновской области: «Можно ли обращаться с одной просьбой к разным святым?»
– Почему же нельзя? Можно попросить: «Господи, отправляюсь в дальний путь, помоги мне»; или: «Хочу устроиться на работу, никак не могу, Господи, помоги мне; Матерь Божия, помоги; святитель Иоанн Златоуст, святитель Николай, святитель Спиридон Тримифунтский, все святые, помогите…» Ко всем святым можно обращаться, потому что они имеют дерзновение пред Богом. Почему же нельзя? Просите.
– Телезрительница из Ставрополя считает, что Святой Дух трижды с ней говорил. Может ли такое быть?
– Трудно сказать. Будьте внимательны, не исключено, что это вражеское искушение. В таких случаях лучше себя смирить и сказать: «Господи, да я недостоин. Кто я такой, чтобы со мной говорил Святой Дух? Я такой грешный, что со мной не только Святой Дух, но и ангелы не захотят разговаривать. Со мной и близкие-то мои не разговаривают, потому что я грешный и недостойный человек». Лучше смиритесь, иначе Вы можете попасться на вражеский крючок. Враг поймает так, что потом и не отпустит. Поэтому не поддавайтесь, лучше отказаться по своему смирению, чем попасться на крючок врага рода человеческого – дьявола.
– Вопрос телезрительницы из Новгорода: «Можно ли во время утреннего правила читать Деяния апостолов?»
– А почему же нельзя? Можно. Во-первых, у нас в календаре есть на каждый день чтение апостольского Послания и какого-то отрывка из Евангелия. Я знаю, что есть такая традиция и практика: читать по одной главе из Евангелия и по одной главе из апостольских Посланий, начиная от Деяний святых апостолов – и далее соборные Послания, Послания апостола Павла. Некоторые люди, у кого есть свободное время, много читают, не ограничивая себя, наслаждаются этим чтением. Преподобный Серафим Саровский в дни Великого поста в неделю прочитывал все Евангелия, начиная от Матфея и заканчивая Апокалипсисом. Так что читайте, это как раз не повредит. Это не развлекательная программа, это самое настоящее душеполезное чтение, это Бог разговаривает с человеком через Священное Писание. Читайте, будет только польза.
Ведущий Владимир Бочков
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!