Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– 19 января православный мир празднует Крещение Господне. Известно, что крещение совершается погружением в воду. Вода – источник жизни, и там, где нет воды, – пустыня. Но вода еще к тому же и источник разрушения: например, цунами – сколько таких случаев мы знаем! Почему такое, казалось бы, противоречивое явление, как вода, выбрано для того, чтобы совершать святое действие?
– Обратите внимание, что цунами – не только вода, этому явлению что-то предшествовало: видимо, какой-то толчок, землетрясение или какое-то движение земной коры, которое привело к такому массовому движению воды.
И в таинстве Крещения само по себе погружение в воду ничего особенного не несет, за исключением внешнего вида омовения. А ведь этому тоже что-то предшествовало. А предшествовало покаяние. Когда Иоанн Креститель приходил на воды реки Иордан, к чему он призывал? Он ведь не просто говорил: «приходите купаться» или «приходите погружаться в воду». Он призывал: «Покайтесь! И принесите плоды, достойные покаяния». Покаяние – вот что было самое главное. Во-первых, осознание своего предыдущего состояния, своих грехов, проступков, преступлений. Человек должен понять, что это плохо, это наносит рану его душе, это противостояние Богу, если хотите – богоборчество, поэтому покайтесь в своих грехах. И внешним символом покаяния было погружение в воду: как внешне мы омываемся водой, так внешним действием омывается и наша душа. Вот какой был смысл крещения, которое совершал Иоанн Креститель, а потом святые апостолы, да и до сегодняшнего дня так.
Не самое главное, сколько воды выльют на человека и в какой водоем его опустят. Самое важное и главное – покаяние, попытка человека начать новую жизнь: отказаться от врага рода человеческого – дьявола, от всех его дел и начать новую благочестивую, христианскую жизнь. Обещание жить по-христиански – вот что главное. В таинстве Крещения, по слову святителя Кирилла Александрийского, в человека всевается благодать Святого Духа – зернышко, которое должно принести свои плоды: достойный христианский плод благочестия и доброй, христианской жизни.
Так что не просто омовение, не просто вода имеет чрезвычайно важное значение, а это является символом, внешним проявлением того, что вы покаялись, пообещали исправиться, и теперь как тело омывается, так и душа ваша очищается в таинстве Покаяния. Вот что чрезвычайно важно: не просто сказать – «я грешный» или «ох, какой я плохой», а принести плоды, достойные покаяния. И уже последующую после покаяния жизнь надо проводить в духе благочестия, праведности, святости.
Вода, как Вы сказали, действительно является источником жизни, а ее переизбыток – аномальное явление (как цунами), которое действительно может принести что-то разрушительное. Но это не сама по себе вода, эту воду использовала или взрывная волна, или землетрясение, и она стала таким средством, которое даже наносит и вред человеку.
– Если сдвиг коры меняет структуру земли, то покаяние – это тоже сдвиг, который происходит в человеке…
– Конечно, должен быть сдвиг. Но покаяние – это сдвиг целенаправленный: направленный на добро, на прекращение и ограничение зла. Поэтому покаяние – чрезвычайно важная составляющая таинства Крещения.
– Вопрос телезрителя из Самары: «Нужно ли заставлять ребенка молиться?»
– Я бы так не сказал: «заставлять молиться». Я бы порекомендовал учить ребенка молиться. Вы же с ребенком общаетесь, и ребенку нужно (так же, как и нам) научиться общаться с Богом, чтобы молитва не стала каким-то тяжелым бременем, например: «Ух, надо что-то такое сделать, а потом уже что-то более благоприятное». Прежде чем покушать что-то приятное и полезное, обязательно надо совершить молитву. Зачем? Если Вы не объясните ребенку, зачем нужна молитва, то ребенок не поймет, что молитва – это общение с Богом. Мы ее читаем перед вкушением пищи. Перед началом доброго дела мы всегда просим помощи Духа Утешителя, призываем Господа нашего, третью Ипостась Живоначальной Троицы – Святого Духа, чтобы Он пришел и помог нам. Молитва – это особое состояние человека, это наше общение с Богом. И плохо, если мы начинаем заставлять кого-то молиться.
Или еще иногда бывает такое: духовник наказывает человека, дает епитимью: «с сегодняшнего дня ты должен делать десять (или больше) поклонов»; «в наказание за свои грехи читай Псалтирь или псалом «Помилуй меня, Боже»; или: «теперь акафист такой-то читай». Наказывают! Высшей степени глупость не придумаешь! Да надо награждать молитвой: «За твою добрую жизнь мы награждаем тебя и вручаем тебе такую возможность – молиться ко Господу». Этим надо награждать, а не наказывать!
Конечно, надо учить ребеночка молиться с самого раннего возраста, объяснять ему это, и не только объяснять, но и пример показывать, чтобы ребенок видел, что и папа, и мама молятся, и знал, что он молится вместе с ними. А когда мы вместе молимся, мы должны понимать, что там, где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. Так что надо приучать ребенка молиться и воспитывать его не только словами, но и своим примером.
– Вопрос, поступивший на голосовую почту от телезрителя из Калужской области: в семье воцерковляется пока только он, жена не торопится. Хочет найти духовника, но не знает где.
Об этом же спрашивает телезрительница из Нижнего Новгорода: она давно ищет духовника, но не может найти. Почему священники не хотят быть духовниками?
Этот же вопрос волнует телезрителя из Татарстана.
– Мы совсем недавно говорили на эту тему: как и где найти духовника. Не ищите духовников, друзья мои. Читайте Евангелие, наследие святых отцов, и там вы найдете все-все ответы на вопросы, которые вас волнуют.
Что касается жены, которая не хочет и не торопится воцерковляться, видимо, она действительно не готова, она не может понять, зачем это нужно. Человек должен понять, что это здорово, это важно – иметь общение с Богом и жить такой жизнью. Время настолько быстро летит, жизнь настолько быстро проходит! Мы просто не понимаем и не осознаем, что потерянные минуты, час, или день уже никогда не возвратятся. Мы никогда не сможем компенсировать или возвратить то, что уже прошло. Совершенно не случайно говорят, что время – самое драгоценное для человека, что есть на земле.
То, что жена хочет повременить, не хочет пока ходить в храм, исполнять что-то – это ее выбор. Богу не нужны рабы, которые неразумно подчиняются чему-то, Господь ждет наше сердце сокрушенное и смиренное, Он ждет, когда мы сами пожелаем к Нему прийти. Ему не нужны невольники, а нужны доброхоты, кто желает посвятить себя служению Богу. Видимо, Ваша благоверная супруга еще не поняла этого, может быть, ей никто не объяснил, насколько это важно и полезно, в первую очередь, для нее, для семьи, для сохранения единства духа в семье, для того чтобы в Вашей семье было благочестие, благоволение Божие и благословение Божие. Это же ничего плохого не несет, а только хорошее и доброе. Поэтому подумайте, взвесьте, и надо будет сделать какой-то шаг.
– Вопрос телезрительницы из Кингисеппа: «Есть ли такая икона «Двенадцать апостолов»?»
– У нас очень много таких икон, которые посвящены святым апостолам, например «Тайная Вечеря», где Иисус Христос со Своими учениками, апостолами. Есть разные изображения святых апостолов.
– Вопрос телезрителя из Кургана: «Почему много религий? Вроде Бог один, а религий много. Кто такой Иегова?»
Иван из Рязанской области спрашивает: вообще что такое Бог?
– Наверное, на вопрос Ивана проще всего ответить. Святой апостол, евангелист Иоанн Богослов очень кратко и четко ответил на этот вопрос: Бог есть любовь. Наверное, из всех живущих он первый, кто вот так охарактеризовал Бога, дал имя Ему: Бог – это любовь. В действительности это вопрос сложный и на него так однозначно ответить нельзя.
Что касается множества религий, мы знаем, что религия только одна – она богооткровенная. Религия, если хотите, – это союз человека с Богом. И люди всегда стремились к этому союзу, особенно после грехопадения прародителей Адама и Евы и их изгнания из рая, они ведь еще помнили, как они в раю общались с Богом. А потом, по мере того как люди совершали преступления, прегрешения, они все дальше и дальше уходили от Бога. Эта связь нарушалась, утрачивалась по мере грехопадения человечества. Но все равно в каждом человеке есть совесть – голос Божий, который призывает человека к Богу. И люди, утрачивая этот союз с Богом, все равно как-то пытались найти к нему пути, и пути эти были самыми разнообразными. Именно поэтому и произошло разделение людей, каждый, по-своему понимая, говорил, что только его путь праведный.
В богословии существуют такие понятия, как богооткровенная религия и естественные религии. Богооткровенная – это, конечно, наша Православная Церковь, православное учение, которое основывается на Божественном Откровении. Ведь о Боге мы можем узнать только из Божественного Откровения; никаким другим путем мы это не можем понять. В Ветхом Завете Господь особым образом открывал Себя праведникам, праотцам нашим, пророкам. А спустя определенное время Господь Бог Отец послал Своего Сына Единородного Иисуса Христа в мир, чтобы Он открыл людям Бога и восстановил утраченный союз человека с Богом. Придя на землю, Христос Спаситель основал Свою Церковь, и врата адовы ее никогда не одолеют. Все мы, кто является последователями Христа Спасителя, представители, члены Православной Церкви. Наша религия – богооткровенная.
Есть другие – естественные религии: предположим, буддизм. Язычество – тоже естественная религия, хотя в нем нет Бога, его нельзя даже назвать религией. Потому что, говоря о религии, мы сразу подразумеваем, что Бог – это Высший интеллект, это Сущность, Творец, Промыслитель, Спаситель мира. Вот так мы Его понимаем. И к Нему стремимся.
В Ветхом Завете Господь открывал людям Свое имя. Да, было имя Иегова. Сегодня часто это имя Божие употребляют сектанты, иеговисты, признавая только себя праведниками, а на самом деле являются сектантами, потому что все остальное из богооткровенной религии они отвергают. Как можно отвергнуть то, что дал Господь через Свое Откровение?
Я специально дословно зачитаю (думаю, что своими словами я лучше не скажу), что сказал святой апостол, евангелист Иоанн Богослов в своем Послании в 5-й главе, 20-м стихе. Во-первых, Откровение о Пресвятой Троице нам дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея сказано, как Господь, посылая учеников, говорит им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19). Разве это не Откровение Божие? Господь говорил: «Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына». «Знаем также, – говорит апостол, евангелист Иоанн Богослов, – что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5,20). Иоанн Богослов открывает нам то, что принес на землю Сын Божий. Так что о Боге мы узнаём из Священного Писания, из Божественного Откровения. Поэтому мы и рекомендуем: читайте Евангелие, там есть все ответы на наши вопросы.
– У телезрительницы из Москвы произошла трагедия: два года назад умер сын. До сих пор она не может справиться с тоской, живет воспоминаниями. В чем найти утешение?
– Мы уже говорили на подобные темы, и конечно, лучшего утешения, чем пребывание в храме, молитва, мы нигде не найдем. Поэтому рекомендую чаще ходить в храм: здесь и молитва церковная, и Господь посещает, потому что где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. И Он утешает. И конечно, нужны дела милосердия: чтобы Вы делали людям хорошее и доброе. Это будет отвлекать Вас, во-первых, внешне, Вы поймете, что жизнь не остановилась со смертью Вашего сына, она продолжается. Потому если Вы действительно хотите своему сыну сделать что-то хорошее, доброе, творите дела милосердия, любви. Это и будет самый лучший подарок Вашему сыну. Ради спасения его души помогайте людям. И, конечно, молитесь, приходите в храм: лучше, чем в храме, Вы нигде себя чувствовать не будете. Там будет и молитвенная помощь всей Церкви, и Господь будет посещать Своею благодатью. Поэтому хочется Вам пожелать помощи Божией! Не впадайте ни в отчаяние, ни в уныние, ни в тоску – это губительно.
– Телезрительница из Ростовской области недавно побывала в Оптиной пустыни. Когда приехала домой, естественно, стала всем рассказывать о том, как там все замечательно, прекрасно, какая благодать! А ей сказали: «Не рассказывай! Нельзя – благодать уйдет».
– Кроме как суеверием, это никак нельзя назвать. Во-вторых, посмотрите, какой враг рода человеческого хитрый! Ведь Вы же рассказываете о монастыре, о том, как Вам там понравилось, если хотите – это проповедь: рассказ о монастыре, о благочестивой жизни насельников. А что враг? Под каким хорошим соусом преподносит: «чтобы не растратить благодать – молчите, не распространяйте эту благую весть». Раз – и рот закрыл под благочестивым предлогом! Ничто не изменилось со времени искушения Евы. Вспомните, как дьявол искушал Еву: «Он запретил вам. Да Он просто не хочет, чтобы вы, вкусив этот запретный плод, стали богами». Вот как все перевернул.
Так и здесь. Это суеверие. Продолжайте рассказывать, хвалите имя Господне, и все будет хорошо. Не бойтесь врага. Это враг навевает такую мысль людям.
– Телезрительница из Курска спрашивает: она беседовала с иеговистами; грех ли это и нужно ли в этом каяться?
– Я не знаю, о чем Вы беседовали. Если Вы беседовали с иеговистами о чем-то таком, что требует покаяния, то надо каяться. Общаясь с людьми, я иногда слышу такой вопрос: «Мы работаем на предприятии, там есть и люди неверующие, и сектанты разных толков и направлений. Как нам быть?» Я всем говорю: «Вы продолжайте работать, потому что нам нельзя уйти из мира и жить за его пределами. Жить надо в обществе, продолжать трудиться, а на богословские темы с сектантами не заговаривать». Работать – работайте. Отработали смену – и ушли домой.
Почему с ними не говорить на богословские темы? Да потому что сектанты так настроены, у них заложено в их сектантском основании пропагандировать это учение, побольше зазвать людей, сбить людей с праведного, христианского пути. Вы с ними никак не можете сравниться по проповеди. Мы (те, кто не учился в духовных школах) не запрограммированы на это. Мы исповедуем, живем по-христиански, делаем какие-то добрые дела, совершаем хорошие, добрые поступки – вот так усреднённо живем. Мы не заострены, не направлены на пропаганду или проповедь. Мы сами стараемся стяжать благодать Святого Духа. Вот так в большинстве своем верующие люди проводят свою жизнь. А сектанты настроены, «заточены» на то, чтобы пропагандировать, поэтому они будут вас к этому вести, подстрекать, для того чтобы вас настроить на эту волну. Поэтому с ними на богословские темы не говорите, не рассуждайте. «Ты веришь – верь, меня не смущай. Живи своей жизнью, я буду своей». И всё. Чтобы не допустить никакого проникновения, иначе они, как хитрый бес: влезут в такую щелочку, о которой даже не подразумеваешь, и собьют вас с правильного пути. «Да, мы – немощные, мы – слабые, поэтому не сбивайте нас с пути». Когда укоренимся, тогда, может быть, и попытаемся с ними поговорить. Со священниками они как-то не особо в дискуссии вступают, а с простыми людьми легко, потому что для них это легкая наживка.
– Вопрос телезрителя из Самары: «Надо ли брать благословение перед началом дня у родителей?»
– Если в семье есть такая традиция, то почему бы и нет? Можно взять.
– Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Почему нельзя в храме ставить свечи, купленные в другом храме?»
– Во-первых, свеча – это наша жертва на храм. А если вы приобрели свечу у бизнесмена или самодельщика, то вы для него поработали, а не для Церкви. Конечно, свеча – это символ того, как должна гореть наша молитва, но это и жертва на храм.
– Если в другом храме свечи дешевле…
– Если дешевле – это выгода. Поэтому если вы хотите пожертвовать на храм, то лучше просто положите копеечку на общую свечу или купите ее в этом храме. А если вы покупаете в другом месте, то не жертвуете на данный храм.
– Телезрительница из Санкт-Петербурга больна. Можно ли читать Евангелие лежа в постели?
– Конечно, если человек болен, не встает, то можно читать и сидя, и лежа. Лучше читать лежа, чем вообще не читать.
– Вопрос телезрительницы из г. Заполярный Мурманской области: «Если ребенок делает что-то не так, не то, нужно промолчать или одернуть его?»
– Ребенка надо воспитывать, одергивать не надо. Можно по-разному одернуть, можно по-разному сделать замечание, а родители должны показывать детям свой хороший, добрый пример.
Ведущий Владимир Бочков
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!