Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Накопилось очень много обращений от наших телезрителей, поэтому я отступлю от заведенного правила и сразу перейду к вопросам.
Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Дочь попала под влияние сайентологов. Чем это опасно?»
– Сайентологи – это тоталитарная секта, опасная для души человека. Когда мы говорим о каких-то христианских вероисповеданиях, то там, по крайней мере, говорится о Спасителе, о Христе, хотя много разных отступлений. А здесь самая настоящая тоталитарная секта, где вроде бы что-то есть, а на самом деле людей и их души уводят от Бога. Поэтому мы и называем эти секты тоталитарными: мало того, что они губят души, они еще и тела людей губят. Это очень опасно.
Я не буду рассказывать о сайентологах, кто они такие, чтобы не рекламировать эту очень опасную секту. Нужно сделать все возможное, чтобы человека вразумить, порекомендовать ему прекратить заниматься сайентологией. Это губительно, вредно и пагубно не только для души, но и для тела.
– Вячеслав из Подмосковья спрашивает, почему христиане поклоняются иконам. Он считает, что это идолопоклонство.
– Когда я с кем-то говорю на эту тему, то обычно рекомендую достать фотографию мамы, папы или любимого человека. Когда мне показывают фото, я предлагаю его порвать. Мы порвали любимого человека? Совсем нет. Фотография – это образ моего папы или моей мамы, это не он сам. Икона – это и есть «фотография», или образ, Спасителя, Божией Матери или святых угодников, это не они сами.
В советское время после революции один из пропагандистов, антирелигиозных агитаторов говорил: «Я сейчас вашего Бога убью». Взял топор, разрубил икону и говорит: «Я вашего Бога убил». Подошел к нему другой мужчина и сказал: «Миленький, ты не Бога убил, ты уничтожил историческую культурную ценность нашего народа». – «И Бог мне за это ничего не сделает». – «Да у тебя уже разум отнят. Ты же не Бога убил, а художественный образ».
Поэтому,когда мы говорим об иконах, то это не святой, не Бог, не Пресвятая Богородица, это их образ. И, глядя на этот образ, мы обращаемся к первообразу. Мы не кланяемся иконам. Обратите внимание на учение нашей Церкви, в частности постановление Седьмого Вселенского Собора, которое касается иконописания. Мы не кланяемся образам как существу, а мы почитаем их образами первообразов. Глядя на икону, мы молимся первообразу. Мы не идолопоклонники.
– У телезрительницы Веры домочадцы большие поклонники передачи «Битва экстрасенсов», из-за этого в семье даже возникают конфликты. Она спрашивает: «Безобидно ли увлечение подобной темой, особенно для подростков?»
– Для подростков это может быть неправильно и опасно. Возьмем, к примеру, спорт. Представьте, пришел молодой человек в спортивную секцию бокса (или кикбоксинга, борьбы без правил). Юноша только окончил школу, хочет заняться спортом, а вы его сразу выводите на ринг, чтобы он боролся с чемпионом. Что будет с ребенком? Чемпион его убьет или изуродует, потому что человек неподготовлен. А вот если новичок пройдет подготовку, пройдет все ступени созревания, потом он уже сможет выйти на ринг и побороться с любым соперником.
Мы очень часто смотрим такие программы или нам пытаются их навязать, а мы не имеем защитного иммунитета. Мы ничего не знаем о Православной Церкви,православном вероучении, а уже начинаем рассуждать о какой-то борьбе экстрасенсов. Друзья мои, будьте осторожны! Они изуродуют наши души. Я смотрел эту программу несколько раз, потому что люди часто о ней спрашивают. У меня это не вызывает ничего, кроме жалости. Думаю: «Господи, какие несчастные люди! Все что ни попадя показывают по телевизору, а люди смотрят и думают, что это полезно и хорошо».
У нашего народа за период советской власти сложилось особое отношение к средствам массовой информации – телевидению, радио, газетам. Я вспоминаю своего папу: когда я, будучи студентом семинарии, приехал к нему, он начал мне рассказывать, что написано в газетах. Я ему говорю: «Пап, что ты читаешь эти газеты? Там напишут что хочешь». Так он меня чуть «не съел»: «Да в газетах пишут только правду!» Я ему говорю: «Папа, нельзя все принимать за чистую монету, это же пропаганда». – «Ты что, не веришь газетам?»– «Верю. Но я верю, когда пишут:“Скончался Леонид Ильич Брежнев” или:“Скончался такой-то секретарь”. Остальное – пропаганда».
Так же и с телевидением: на каждый каприз придумают что хочешь, лишь бы только люди смотрели. Развлекалка. А люди смотрят и думают:как это серьезно. Люди понапрасну тратят время – драгоценный дар Божий, время больше никогда не вернется. Просмотр таких передач, как «Битва экстрасенсов», – это понапрасну проведенное время, которое больше никогда не вернется. Есть хорошие поучительные, познавательные передачи, приносящие пользу. «Битва экстрасенсов» – это шоу, которое ничего хорошего точно не даст, а плохому научит, по крайней мере винегрет в голове точно сделает, и потом будет трудно разобраться, что полезно, что вредно.
– Анна из Таганрога спрашивает, как подавить в себе гнев?
– Недавно у меня спрашивали: «Если все качества, которые есть у человека, – это дар Божий, гнев – это тоже дар Божий?» Конечно, дар Божий, но, к сожалению, мы его неправильно употребляем. Гневаться надо на грех, на страсти, иначе их не искоренишь. Вот для чего нам дан гнев – чтобы бороться со страстями, похотями, грехами, а не с другими людьми. Гневаться на других людей совершенно бессмысленно, да еще и вредно, в первую очередь для того, кто гневается.Надо понимать: «А за что я буду гневаться на человека?»Давайте подумаем: «А кто я есть на самом деле?» Если я пойму, оценю свой внутренний мир, свое содержание, то скажу: «Господи, да мне ли на вас гневаться?.. Да я сам хуже любого человека».Вэтом случае более приемлемо говорить: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Я вспоминаю свою юность, как один молодой священник советовал моему другу: «Если тебя кто-то обидит, попытается разгневать, тебе захочется на него “собак спустить”, ты прочитай молитву “Богородице Дево, радуйся”, а потом отвечай обидчику». Потом друг пришел к батюшке и говорит: «Пока я читал молитву, обидчик уже ушел». Священник ответил: «И слава Богу! В этом и есть смысл чтения молитвы “Богородице Дево, радуйся” – пока ты ее читал, твой обидчик ушел, и ты свой гнев не излил на него. Радуйся, ты поборол в себе гнев благодаря обращению к Матери Божией». Поэтому гнев – дар Божий, но его надо правильно употреблять.
– Вопрос, поступивший на голосовую почту от телезрительницы из Калининграда: «Мы верующие люди, ходим в храм, я уже немолодая. Я всегда читаю молитву “Отче наш”, в которой есть слова “да святится имя Твое”. Я хотела бы узнать имя Бога. Расскажите об этом».
– В Ветхом Завете были известны имена:говорили о том, что Бог – это Иегова, Бог – наш Творец и Промыслитель. Конечно же, это интересно. Но мы знаем из Нового Завета, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. О Сыне мы говорим, что это Иисус Христос. Когда мы начинаем рассуждать о Боге, я всегда советую быть предельно внимательными и очень осторожными. Объясню, почему я пытаюсь предостеречь. Когда-то мы были детьми и начинали ходить в школу. Когда я пошел в первый класс, помню, у меня был букварь, книга «Родная речь», а у старшего брата и сестры – алгебра, какая-то математика. Мне все время хотелось открыть их книги и почитать, что же там. А они мне говорили: «Ты вначале научись читать свое, а уже потом будешь читать алгебру, геометрию, тригонометрию». Почему так? Да потому, что, не зная азов, нельзя понять книг для более старшего возраста.
Прежде чем начинать проникать в Божественное Откровение, узнавать имя Бога, Кто Он есть на самом деле, давайте вначале поймем, кто есть мы сами. Христос Спаситель – Сын Божий, Бог, ипостась Святой Троицы, говорил о том, что Бога может познать только тот человек, у которого чистое сердце. Поэтому, пока мы не очистили свое сердце, я вообще не рекомендую заниматься глубоким богословием, изучать Божественную Троицу, проникать в Божественное Откровение. Мы можем повредиться в прямом смысле слова: повредить себе, своему сознанию. По мере того, как мы будем очищать свою душу, свою совесть в таинстве Покаяния, по мере того, как мы будем изучать «букварь молитвы», проходить эти ступени, мы научимся быть кроткими и смиренными. И по мере нашего духовного возраста Господь нам все-все откроет. А мы сразу хотим проникнуть в Божественное Откровение и узнать: «Господи, Кто же Ты есть на самом деле?» Это очень опасно. Секретов нет: о Боге мы можем узнавать только из Божественного Откровения, поэтому читайте Священное Писание, читайте Евангелие. Все, что нам полезно и необходимо для спасения, открыто в Евангелии.
– Юлия из Санкт-Петербурга выходит замуж без любви, потому что надо устраивать жизнь. Она говорит, что могла бы уйти в монастырь, но тяги к монашеству нет. Спрашивает, как ей поступить.
– Хочется посочувствовать. Если нет призвания идти в монастырь, то не надо туда идти. Если монастырь находится недалеко от Вас, ходите туда, молитесь. Если Вы хотите выйти замуж только лишь потому, что надо как-то устроить свою жизнь, то я Вам сочувствую, как и многим другим. Создание семьи – это особый подвиг, и надо быть к нему готовым. Если у Вас нет чувств к будущему супругу, если у жениха нет чувств к Вам– повремените. Вы должны понять себя, понять своего избранника. Отвечая молодым на вопрос, когда наступает время создавать семью, я говорю: «Наверное, есть такой рубеж, когда вы поймете, что вы так любите этого человека, что готовы для него отдать все, даже самого себя».
Любовь и создание семьи предполагает жертвенное отношение друг к другу. Если этого нет, а есть просто желание создать какой-то семейный очаг, чтобы крыша была, то это страшно и опасно. Неизвестно, будет ли такая семья прочной, Вам потребуется очень много сил, энергии для того, чтобы потом сохранить эту семью. Должно быть такое состояние, когда «я без тебя дня не могу прожить, я настолько к тебе привязан,настолько тебя люблю, что не мыслю свою жизнь без тебя, и ради тебя я готов отдать все, даже самого себя». И вот когда вторая половина скажет Вам то же самое, тогда,наверное, наступает время, когда Вы можете создавать семью и домашний очаг.
Из своего личного опыта я не знаю, что такое семейная жизнь, но, видя, как жили мои папа с мамой, как живут другие, могу сказать, что это подвиг. Это не времяпрепровождение в удовольствиях и в роскоши, это подвиг взаимопонимания, подвиг взаимоподдержки. Это очень сложно, поэтому должна быть решимость. Точно также как у тех, кто хочет уйти в монастырь: если кто-то созрел и желает уйти в монастырь, его ничем не остановить. А если человек стоит и не знает – то ли туда пойти, то ли туда, лучше постоять еще на месте, подождать. Не спешите делать окончательный выбор.
– Еще один вопрос от Юлии: «Интимные отношения существуют только для продолжения рода или все-таки для удовольствия тоже?»
– В современном обществе сложилось так, что связь мужчины и женщины характеризуют как половые сношения. Говорят: половые органы, половые сношения. А в христианстве, в богословии есть немного другая терминология – детородные органы. И сразу все становится на свои места, все становится понятным. Конечно, человек создает семью для того, чтобы продолжать человеческий род, для того,чтобы муж и жена помогали друг другу совершенствоваться. Не для удовольствий все это создано, а для того, чтобы продолжать человеческий род, – это основная задача детородных органов.
Я вспоминаю одного нашего преподавателя в семинарии, который, отвечая на наши студенческие вопросы, говорил: «Близость мужчины и женщины перед зачатием ребенка вызывает какое-то особое чувство, какое-то, может быть, наслаждение, но это только момент, когда человек получает наслаждение от соития для рождения ребенка, а потом все только труды, страдания и подвиг».Только момент, но, видимо, Господь вложил это в сознание и чувства человека. Если бы человек понял, какие труды его ждут по рождению, воспитанию ребенка, он, наверное,никогда и не стремился бы к соитию, а вот такое чувство его привлекает, отвлекает. А потом оставшаяся жизнь – подвиги и труды.
Так что не для удовольствия это, да и вообще вся наша жизнь не для удовольствия. Хотя мы говорим, что человек создан для того, чтобы блаженствовать, но не в плотском плане, а блаженство – в общении с Богом. Люди, которые не стремятся к богообщению, находят удовольствие в другом: кто-то в плотских удовольствиях, кто-то ходит в рестораны, кто-то ходит в театры, еще куда-то. Но подлинное блаженство, подлинное удовольствие, конечно, только в богообщении.
– Вопрос, поступивший на голосовую почту от телезрительницы из Москвы: «Имеет ли право священник отказать в отпевании старушки девяноста четырех лет по причине того, что она не ходила к нему в церковь (она не могла ходить, у нее были больные ноги), не делала никаких приношений в церковь и ни разу не призывала его домой на соборование? Хотя в свое время она ходила в церковь, делала приношения, исповедовалась и причащалась».
– Вообще епископы и священники призваны не судить людей, а вести людей к Богу. Если священник отказывается совершать отпевание или еще что-то для людей по их просьбе, этим он уже совершает суд, он предвосхищает Божественную власть. Священник не должен судить. Если священник отказывается, не ходите к нему, это не священник, а псевдосвященник, наемник. Конечно, если бы Вы знали других священников, может быть, Вы бы пошли в другой храм.
Когда я разговариваю со священниками об отпевании людей,я им говорю: «Думайте не только о том человеке, которого будете сейчас отпевать, а подумайте еще и о тех живых, которые принесли этого покойника на отпевание. Над покойником уже власть не ваша, над ним Божественная власть, Господь будет судить усопшего. А вы, как пастыри, подумайте о тех, кто пришел в храм, не упустите возможности с ними пообщаться, проявить добрую пастырскую заботу, и вместе с ними помолитесь об усопшем».
К сожалению, есть такие священники, и не только в Москве, но и в Белоруссии. Мы проводим с ними работу, боремся. Поэтому не ходите к таким, как я их называю, наемникам. Я как экзарх, митрополит, епархиальный архиерей с такими священниками поступаю очень жестко. Таким священнослужителям не место в наших храмах. Это люди, которые под видом благочестия проводят самую что ни на есть антирелигиозную пропаганду. Поэтому в первый раз я стараюсь такого священника вразумить, в другой раз я наказываю, а потом просто его провожаю и рекомендую идти работать в колхоз.
Пастырь должен «душу свою полагать за овцы», пастырь должен сделать все возможное. Как я уже сказал, над покойником теперь суд Божий, а с живыми надо работать. Нужно сделать так, чтобы те, кто принес покойника, и на третий день пришли помолиться, и на девятый день, и на сороковой, и чтобы потом остались прихожанами. Священники, не упустите возможность: проявляйте любовь, внимание к людям. Люди у нас такие добрые и хорошие! Но ведь не всес детства воспитывались в христианской семье, у каждого свое воспитание, образование и отношение к Церкви. Пастырь должен это все понимать и проявлять заботу и любовь, тогда он будет добрым пастырем.
Ведущий: Владимир Бочков
Расшифровка:Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 28 апреля 2024
Прогноз погоды на 29 апреля 2024
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!